Количество осужденных в России по «экстремистским» статьям УК растет за счет граждан, неосторожно репостивших записи в соцсетях, рассказала координатор движения «За права человека» в Челябинской области Оксана Труфанова. Как сообщила правозащитница корреспонденту «Росбалта», недобросовестные правоохранители преследованием граждан по таким случаям создают видимость своей активной работы.
«Уже два-три года наблюдается тенденция роста осужденных по „экстремистским“ статьям — за счет школьников, студентов или просто „глупых женщин“, которые, не подумав, сделали в соцсетях перепост какой-то записи. Естественно, что обычный человек не знает, что у нас запрещено: у нас уже несколько тысяч запрещенных книг, сайтов, знаков и т. д.», — констатировала Оксана Труфанова.
По предположению правозащитницы, поиск и выявление экстремистов стали своеобразной синекурой для некоторых правоохранителей. «Видимо, правоохранительным органам не хочется ловить настоящих преступников, не хочется сажать чиновников за взятки, и они занимаются такими уголовными делами. Причем, ими занимаются не только полицейский центр по противодействию экстремизму, но и ФСБ, и другие органы. Выглядит это курьезно: в такой огромной стране такие важные и, как они себя преподносят, профессиональные спецслужбы занимаются такой ерундой. Зато они создают видимость работы, подают отчеты о поимке экстремистов. И уже никто не будет разбираться, что это „контактные“ экстремисты, которые сделали перепост в „ВКонтакте“. Конечно, это большая глупость, и статью 282 в Уголовном кодексе надо отменять», — уверена Оксана Труфанова.
Напомним, что по данным Центра экономических и политических реформ, с 2011 года в России втрое увеличилось число осужденных граждан по антиэкстремистской статье 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Кроме того, значительно выросло и число осужденных по ст. 280 и ст. 280-1 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и сепаратизму»), а также по ч.2 ст. 280 УК (те же действия с использованием СМИ и Интернета). В докладе ЦЭПР делается вывод о появлении абсурдных антиэкстремистских дел из-за расплывчатости соответствующих законов, поскольку у российского понятия «экстремизм» нет однозначной трактовки на международном уровне.