За 9 лет число дел о демонстрации нацистской символики в России выросло в 14 раз, решений о штрафах - в 37 раз, а арестовывать стали в 11 раз чаще.
Россия — страна, победившая фашизм, — за последние годы стремительно превращается в ее рассадник, если верить официальной судебной статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Причем может сложиться впечатление, что люди, демонстрирующие нацистскую символику, активно участвуют в избирательных кампаниях. Так, только в текущем апреле три представителя Партии народной свободы (ПАРНАС) были привлечены к ответственности по статье 20.3 КоАП («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») как раз за такие действия.
Если в 2012 году в российские суды поступило 238 дел по 20.3, по которым назначены наказания: 151 штраф и 21 арест, то в 2015 году таких дел поступило уже 1450, наказание по которым: 1078 штрафов и 124 ареста.
Количество поступивших увеличилось в шесть раз. К примеру, в 2007 году суды рассмотрели всего 101 подобное административное дело, причем 30 из них прекратили, оштрафовали 29 человек и арестовали 11.
Таким образом, за 9 лет число дел о демонстрации нацистской символики в России выросло в 14 (!) раз, решений о штрафах — в 37 раз, а арестовывать стали в 11 раз чаще.
Активными заказчиками роста количества правонарушений являются прокуратура, ФСБ, подразделения МВД по борьбе с экстремизмом и ФСИН.
Анализ сайтов органов прокуратуры подтверждает, что существует специальная отчетность по числу лиц, привлеченных к ответственности по этой статье. Например, прокуратура Оренбургской области сообщает о наказании 43 человек в 2015 году.
МВД ежемесячно включает в свои отчеты данные о выявлении экстремистских правонарушений.
ФСБ выполняет роль обнаружения спорного контента, передачи в последующем заактированные материалы в прокуратуру и полицию. Затем сопровождает дело до судебного решения.
Причин роста популярности статьи несколько
Причина первая. В 2012 году серьезно ужесточилось законодательство о митингах. Появился запрет выступать организатором публичного мероприятия в случае если организатор два и более раза привлекался к административной ответственности, в том числе и по 20.3 КоАП РФ, в течение срока, когда человек считается подвергнутым административному наказанию.
Эта статья в сочетании с другими 19.3, 20.1, 20.2, 20.2.2, 20.18 и 20.29 КоАП позволили исключить гражданских активистов из числа организаторов публичных мероприятий.
Причина вторая. Использование статьи 20.3 КоАП для ограничения пассивного избирательного права на выборах в Госдуму РФ.
Часть 8 статьи 4 ФЗ «О выборах депутатов государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» гласит: «Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации
5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию».
Этот способ воздействия на политических активистов с целью ограничения их избирательных прав будет скорее всего преобладать в этом году.
Практика применения
Апрель 2016. Лидера пермского «Парнаса» Михаила Касимова привлекают к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ. Его вызвали в полицию в связи с тем, что в его ленте в одной из соцсетей была размещена нацистская символика. В течение часа оформили документы о правонарушении и увезли в суд.Артем Файзулин в Facebook: «Политическая подоплёка очевидна — привлечение к ответственности по статье 20.3 КоАП РФ, если кто не знает, исключает возможность участвовать в выборах. Касимов собирался выдвинуть свою кандидатуру в Заксобрание края и Госдуму».
Апрель 2016. В результате обыска в офисе правозащитного проекта «Школа призывника», который основал глава новосибирского отделения ПАРНАСа Егор Савин, были обнаружены листовки со свастикой. Обыск прошел 21 апреля. Егор Савин также планирует выдвижение кандидатуры в Государственную Думу.
Апрель 2016. В Краснодаре суд арестовал на десять суток ЛГБТ-активистку Нину Соловьеву по аналогичному обвинению. Девушку признали виновной в правонарушении по статье 20.3 КоАП за публикацию в соцсети видеоклипа на песню Бориса Севастьянова «Это, детка, рашизм».
Март 2016. Чебоксары. На Активиста местного ПАРНАСА Семена Кочкина возбуждено административное дело по 20.3 КоАП РФ за репост «Лизы Монеточки» в социальной сети ВКонтакте.
В июне 2015 года полицейские во время мониторинга соцсетей выявили, что на личной странице Юлии Усач «ВКонтакте» размещены картинки с изображением свастики. К годовщине начала ВОВ 22 июня она поместила фотографию парада Победы 1945 года с брошенными к Мавзолею фашистскими знаменами и штандартами.
Судебную практику по 20.3 КоАП РФ можно также посмотреть на ресурсе Росправосудие.
Отдельным прикладным направлением применения 20.3 КоАП РФ стало привлечение осужденных в колонии за татуировки на теле в виде свастики. Последние случаи Волгоград, Алтай,Владимирская область, Марий Эл. Причин интереса к осужденным две: первая - прокуратура по надзору пополняет свою статистику по борьбе с экстремизмом, вторая - возможность администрации перевода осужденных в режим злостных нарушителей режима с целью оказания на них давления.
Выбивающаяся из общего тренда позиция Роскомнадзора
Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в своем официальном разъяснении от 15 апреля 2015 года приводит следующее:
«Специалисты кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина дали следующее заключение. При подготовке данной нормы федерального закона законодатели использовали для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».
Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.
По заключению экспертов, использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым».
Однако самим Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрено сочетание пропаганды и демонстрации нацистской символики как обязательного элемента состава административного правонарушения и достаточно лишь одного из этих действий.
Выводы
В целом преследование за какую-либо символику в принципе слабо увязывается с нормальным современным здоровым демократическим обществом. Ограничения на демонстрацию нацистской символики уходят корнями в запрет деятельности НСДАП в 1945 году, денацификацию Германии и итоги Нюрнбергского трибунала. В 1995 году в России был принят закон «Об увековечивании Победы советского народа в. Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», в котором впервые было закреплен запрет использования «в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах» (статья 6).
Резкая активизация практики назначения наказания за демонстрацию символики в последние четыре года и участие в этой деятельности правоохранительных органов, ориентированных на противодействие экстремизму, свидетельствует о признаках кампанейщины. Следовательно, несмотря на упомянутые рекомендации Роскомнадзора, сотрудники этих ведомств и судьи ориентированы на «правильное» рассмотрение дел этой категории. Ссылки на отсутствие умысла, контекст, исторические события и артефакты, художественные образы, противоположный смысл и цели в расчет, как правило, браться не будут. Если не считать осужденных с соответствующими татуировками, основным способом «демонстрации» служит размещение изображений в социальных сетях.
Поэтому главным советом пользователям интернета может быть удаление подобных изображений из соцсетей. Для этого придется полазить по архиву своих публикаций за 2-3 года. Доступ к такой странице неограниченного круга лиц расценивается властями как продолжающаяся демонстрация. Позиция «это было сто лет назад», «у него всего три просмотра и один лайк», «это закрытая группа» в судах не проходят, в том числе по указанным выше причинам. Особенно это касается людей, намеренных участвовать в избирательных кампаниях. Новосибирский случай также заставляет проводить санацию литературы и прочих предметов в местах доступа граждан (общественные приемные, офисы и прочее).