Счетная палата в 2014 году проверила 280 госзакупок на 1,3 трлн руб. и выяснила, что пятая часть этих денег ушла за рубеж. В действительности эта доля может быть еще выше, считает эксперт
Счетная палата совместно с Росфинмониторингом создает реестр бенефициарных владельцев офшорных организаций, получающих средства бюджетов в различных формах, рассказала Голикова, выступая на открытии IV Евразийского антикоррупционного форума. Одна из целей создания базы — деофшоризация экономики.
«Мы отслеживаем контракты, которые заключаются с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. Из 280 проанализированных за последнее время договоров на общую сумму около 1,3 трлн руб. выявлено 50 таких сделок на общую сумму около 272,4 млрд руб. (21%)», — заявила Голикова (цитата по сообщению Счетной палаты).
280 договоров, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, анализировались в течение 2014 года, уточнил РБК представитель Счетной палаты. С какими компаниями и на какие суммы заключались проанализированные контракты — коммерческая информация, добавил он. Как сообщал ранее РБК, проверка должна была вестись по закупкам, осуществленным в 2013 году.
«В 2014 году мы предполагаем проверить госзакупки на сумму более 1 млрд руб. на предмет того, уходили ли государственные деньги в офшоры», — рассказывала РБК Голикова. Под проверку подпадут закупки как госорганов, так и госкомпаний, уточняла она.
Если проанализировать еще «дочки» компаний, процент будет гораздо больше, но в других странах он может быть выше в разы, говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок, член генсовета «Деловой России» Сергей Габестро. Коррупция в госзаказе есть, но она не в этих 21%, уверен он.
Цель аудиторов — выявить конечных бенефициаров компаний, получающих госзаказы, пояснял источник в Счетной палате. Цепочки владения компаниями изучаются в том числе с использованием системы СПАРК, а чиновники Росфинмониторинга с помощью этой информации проверяют, есть ли связь между ответственными лицами в ведомствах и госкомпаниях с бенефициарами получателей госсредств, сообщал источник. Итогом могут стать изменения в действующее законодательство о госзакупках, добавлял он.
Как заявила в четверг Голикова, необходимо скорейшее принятие законопроекта, который бы исключил офшорные компании из сферы госзакупок.
По словам Голиковой, госзакупки и управление государственным имуществом — сферы, подверженные наибольшим коррупционным рискам. Они связаны с завышением начальных цен контрактов, ограничением доступа к информации об объявляемых закупках, созданием «дружественному» поставщику преимущественных условий в конкурсной документации путем установления неценовых критериев оценки заявок, максимальные значения по которым может получить только он.