Правозащитная организация «Репортеры без границ» опубликовала в среду, 20 апреля, свой ежегодный Всемирный индекс свободы прессы. Самым безопасным и свободным регионом остается Европа. Первую строчку рейтинга уже семь лет подряд занимает Финляндия, а замыкают список Туркменистан, Северная Корея и Эритрея. «Ситуация в области свободы прессы на постсоветском пространстве все более катастрофическая», — предупреждают правозащитники.
Самым безопасным и свободным регионом для независимых журналистов остается Европа. За ней следует Африка, которая неожиданно, как отмечают «Репортеры», опередила американский континент, который вниз тянут страны Латинской Америки с возросшим числом покушений на представителей СМИ. Небезопасными для журналистов традиционно остаются Восточная Европа и Центральная Азия, хуже всего дела обстоят на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«Ситуация в области свободы прессы на постсоветском пространстве все более катастрофическая. Две трети стран региона расположились в районе 150-ой строчки Всемирного Индекса свободы прессы», — говорится в коммюнике «Репортеров без границ». Помимо стран Балтии, лучше всего права журналистов соблюдаются в Грузии, Молдове и Армении. Традиционными «врагами свободных СМИ» остаются власти Узбекистана, Казахстана и Туркменистана.
«Улучшение рейтинга России, в этом году поднявшейся на четыре строчки (148-ое место) не повод для иллюзий. «Даже если Россия поднялась на несколько мест в рейтинге, то это только потому что в целом ситуация в мире сильно ухудшается. И в России за последний год не наблюдалось ничего особенно нового», — отметил в эфире RFI руководитель бюро Восточной Европы и Средней Азии «Репортеров без границ» Йохан Бир. «Цензура и преследования всех, кто осмеливается критиковать действующую власть, достигли небывалых масштабов, каких Россия не знала в последние три десятка лет», — добавляет правозащитник.
«Закручивание гаек продолжается уже много лет во многих постсоветских странах. Казалось, что уже многие страны дошли до дна. Но оказывается, что с каждым годом они могут делать все хуже и хуже. Это особенно заметно в Центральной Азии, где даже Туркменистан (давний член адской троицы), и в нем ситуация продолжает ухудшаться. Давление на корреспондентов, например, «Радио Свободы» усиливается, говорит представитель «Репортеров» Йохан Бир. Существенно ухудшилось положение журналистов в Таджикистане (150 место в рейтинге, — 34 пункта по сравнению с 2015 годом).
Страной, продемонстрировавшей, напротив, позитивные изменения в рейтинге за прошедший год, оказалась Украина, поднявшись на 22 строчки до 107 места. Однако влияние на СМИ олигархов и «информационная война» с Россией тянут Украину вниз рейтинга. Представитель «Репортеров без границ» Йохан Бир объясняет такую положительную динамику для Украины затишьем в военных действиях в Донбассе: «Это связано со снижением насилия на востоке страны. Война в Донбассе и события в Крыму повлияли на рейтинг Украины в прошлом году, потому что там пострадало много журналистов. В 2014 году было убито шесть журналистов. Сейчас ситуация немного наладилась, хоть полностью и не решилась».
В целом по миру, «динамика свидетельствует о вездесущем страхе и давлении, к которым добавляется все усиливающийся контроль над редакциями со стороны государств и частных лиц», — охарактеризовал ситуацию с правами журналистов в мире за прошедший год генеральный секретарь «Репортеров без границ Кристоф Делюар в эфире RFI. Сильнее всего положение журналистов ухудшилось в странах Центральной Америки.
По словам главы равозащитной организации журналистов, общая деградация состояния свободы СМИ объясняется тем, что с развитием информационных технологий властям стало проще напрямую обратиться к обществу, а соответственно необходимость в СМИ отпадает, и репрессии в отношении независимых источников информации усиливаются. «Мы входим в новую эру пропаганды», — констатировал Кристоф Делюар.
Рейтинг публикуется с 2002 года, в нем участвуют 180 стран. Критериями для составления рейтинга служат степень независимости СМИ в разных странах, защищенность журналистов, уровень плюрализма.