Николай Семена рассказал Открытой России, что не является сотрудником издания «Крым.Реалии» и не имеет отношения к публикации статьи, за которую на него завели уголовное дело

Прокуратура Крыма возбудила уголовное дело по статье 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) на журналиста из Симферополя Николая Семены. По стечению обстоятельств, это случилось на следующий день после выхода программной статьи главы Следственного комитета Александр Бастрыкин, в которой он требует признать «фальсификацию истории» и «отрицание итогов всенародного референдума в Крыму» экстремизмом.

«Семену подозревают в совершении преступления по статье 280.1 ч. 2, — прокомментировал Открытой России адвокат журналиста Эмиль Курбединов. — Речь идет о распространении информации через интернет, о призывах нарушить территориальную целостность Российской Федерации. Был допрос, обыск провели — изымали документы и информационные носители. Нам предъявили экспертное заключение. Насколько я понял, публикация, за которую его обвиняют, была в "Крым.Реалии", и речь там шла о блокаде (энергетической блокаде Крыма проукраинскими активистами. — Открытая Россия) в августе — сентябре 2015 года. Сейчас Николай находится под подпиской о невыезде. Помимо этого, обыски прошли еще у двух человек, которых пока привлекли как свидетелей по этому уголовному делу. Их тоже допросили».

Николай Семена рассказал Открытой России о том, как появилась публикация, за которую на него завели уголовное дело.

— Вы внештатный сотрудник «Крыма.Реалии»?

— Я не постоянный сотрудник этого сайта, я просто отправил текст. Вообще, я пенсионер, мне шестьдесят шесть лет.

— За какую именно публикацию на вас завели уголовное дело?

— Ситуация такая, что уголовное дело возбуждено из-за публикации, которая называлась «Блокада — первый необходимый шаг к освобождению Крыма». Мне инкриминируют призывы к нарушению территориальной целостности России. В принципе, это даже не полноценная публикация, я написал ее в состоянии эмоционального возбуждения после введения блокады Крыма, я записал в компьютере свои мысли и, поскольку мы дружим с главным редактором «Крыма.Реалий», я написал ему на электронную почту, отослал ему этот текст, чтобы поделиться мыслью. Затем он был опубликован на сайте «Крым.Реалии». Я утверждаю, что у меня не было такой цели — возбуждать общественное мнение, призывать к нарушению целостности Российской Федерации этой статьей, у меня не было злого умысла. И, во-вторых, статью распространил не я, а другой человек, хотя я действительно автор этого текста. Но, возможно, там есть какие-то выражения, которые можно считать призывами, но злого умысла у меня не было, не было желания распространить или призвать кого-то к действиям.

— Как проходили допрос и обыск?

— У меня нет никаких претензий к людям, которые проводили обыск, они были вежливые, все мои просьбы выполнялись. После обыска у меня взяли два компьютера, несколько внешних жестких дисков, флешек и несколько блокнотов. Все это опечатали, приобщили к делу и пригласили меня в управление ФСБ для дачи пояснений. Я пригласил своего адвоката, и в его присутствии прошел первый допрос.

— Ранее со стороны ФСБ или иных силовиков были к вам претензии?

— Нет, никаких контактов у меня с ними не было. Я родился на Украине, в Киеве, там учился на журфаке, работал всю жизнь на украинские издания, кроме двух лет, когда я был собкором «Известий».

— В рамках этого дела прошли обыски еще у нескольких человек. Кто эти люди?

— Параллельно со мной еще двух журналистов из Симферополя обыскали и допросили. Эти двое — Леняра Абибуллаева и Руслана Люманова, они проходят свидетелями по моему делу.

— Вы гражданин России?

— Я живу в Симферополе, я гражданин Украины, но когда было принято решение о предоставлении крымчанам российского гражданства, я принял паспорт РФ — без него в Крыму вообще невозможно: в любых учреждениях нужен российский паспорт. Но я не отказывался от своего украинского гражданства — это было бы непорядочно. Я родился, работал и получил образование на Украине, там живут мои родственники и коллеги.


Дело против журналиста Николая Семены было взято главным прокурором Крыма Натальей Поклонской под личный контроль. По версии следствия, Николай, являясь сотрудником интернет-проекта «Крым.Реалии» (крымское подразделение украинской службы «Радио Свобода»), в своих материалах призывал нарушить территориальную целостность Российской Федерации. «Фактически они (журналисты "Крым.Реалии". — Открытая Россия) оправдывают действия экстремистов и террористов. Мы не позволим совершать преступления в отношении граждан Российской Федерации и России в целом. Статус журналиста обязывает соблюдать требования законодательства», — прокомментировала Поклонская возбуждение уголовного дела.

Утром во вторник у Николая провели обыск, который продолжался около пяти часов. Затем его доставили в отделение для дачи показаний. По словам Дмитрия Семены, сына подозреваемого, силовики искали доказательства связи Николая с изданием: «Было изъято три ноутбука, семь записных книжек и около семи хранителей информации. Они не стали разбираться, увидели подозрение на то, что там хранится какая-то информация, связанная с "Крым.Реалии."».

Поклонская заявила, что прокуратурой готовятся материалы для полного блокирования «Крым.Реалии»: «Это вредительская служба, их публикации содержат в себе оправдание диверсий, экстремизм и бесконечную дискредитацию органов власти в Крыму».