Пятнадцатого марта трёх университетских преподавателей, которые в январе 2016 года подписали декларацию с призывом к миру, обвинили в «пропаганде террористической организации». Если их признают виновными, то им грозит до семи с половиной лет тюрьмы.
Чтобы принять участие в акции срочной помощи, распечатайте подготовленное нами обращение и отправьте его по указанному в тексте адресу. Если вам ответят, напишите нам на [email protected]! Расскажите друзьям о своём участии в #АСП.
AMNESTY INTERNATIONAL
Посольство Турции в Москве Российская Федерация, 115127 г. Москва, 7-й Ростовский переулок, д. 12 Факс: +7 495 956 5597 Почта: [email protected] |
От: ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
ОБРАЩЕНИЕ
Сотрудники высших учебных заведений, Музаффер Кайя, Эсра Мунган, Кыванч Эсрой и Мераль Камчи, были среди 2 000 человек, подписавших декларацию с критикой спецопераций на юго-востоке Турции и действующего там комендантского часа и призывом к созданию условий для переговоров, которые привели бы к прочному мирному урегулированию и учитывали бы требования курдского политического движения. Вскоре после публикации декларации, 11 января 2016 года, главные прокуроры Анкары и Стамбула возбудили уголовное расследование в отношении людей, первыми подписавших её, в том числе и этих четырёх преподавателей.
На пресс-конференции 10 марта Музаффер Кайя, Эсра Мунган, Кыванч Эсрой и Мераль Камчи снова выступили со своим призывом к миру и, от имени всех подписавших первоначальное заявление, осудили травлю тех сотрудников университетов, которые поставили подписи под петицией. Вслед за этим главный прокурор Стамбула возбудил новое отдельное расследование, обвинив четырёх преподавателей в «пропаганде террористической организации».
Пятнадцатого марта суд удовлетворил ходатайство прокурора о предварительное заключении Музаффера Кайя, Эсры Мунган, Кыванча Эсрой и постановил, что «... ответчики, зная о том, что террористическая организация [РПК] является источником насилия, тем не менее подписали в декларацию, где открыто не критикуется и не осуждается террористическая организация, и таким образом продемонстрировали, что они в действительности поддерживают действия террористической организации». Когда был выдан ордер на арест Мераль Камчи, она была за границей и вернулся в Турцию 30 марта. Тридцать первого марта её отправили в предварительное заключение в женскую тюрьму «Бакиркёй» в Стамбуле вместе с Эсрой Мунган.
Эсра Мунган находилась в одиночной камере в тюрьме «Бакиркёй» вплоть до 28 марта. Музаффер Кайя и Кыванч Эрсой держали отдельно от других задержанных с 24 марта по 4 апреля. Сейчас они находятся в тюрьме Силиври неподалёку от Стамбула. Первое возражение на предварительное заключение Эсры Мунган, Музаффера Кайя и Кыванч Эрсоя было отклонено 28 марта, а заседание суда было назначено на 22 апреля. Решение по возражению на предварительное заключение Мераль Камчи ещё не вынесено.
Заявление, сделанное четырьмя преподавателями университета на пресс-конференции 10 марта, и декларация 11 января, под которой стоят 1 128 подписей, ни коим образом не являются подстрекательством к насилию и защищены в соответствии с правом на свободу выражения мнений.
В связи с вышеизложенным:
- призываю власти Турции освободить четырёх задержанных преподавателей (Музаффер Кайя, Эсра Мунган, Кыванч Эсрой и Мераль Камчи) и снять с них все обвинения;
- требую, чтобы ни одного из задержанных преподавателей, пока они находятся под стражей, не сажали в одиночные камеры;
- призываю турецкие власти прекратить уголовное преследование преподавателей, которые первыми подписали декларацию.
Подпись сторонника Amnesty International:
____________________________
Дополнительные сведения
Кроме 1128 сотрудников университетов, которые первыми подписали петицию в январе, ещё 1084 сотрудника университетов добавили свои подписи к этой декларации, в результате документ подписало 2212 человек. Преподаватели, которые первыми подписали петицию (см. http://www.barisicinakademisyenler.net/node/63.html?_sm_au_=iVVTjtJv4FjsVfRM), находятся под следствием в соответствии с законом, запрещающим «пропаганду террористических организаций» и закона, запрещающего «клевету на турецкое государство» (см: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2016/01/turkey-detention-of-academics-intensifies-crackdown-on-freedom-of-expression/). В отношении многих из тех, кто подписал это заявление, были начаты административные расследования в их университетах. Тридцать преподавателей были отстранены от работы, 38 уволены, а некоторым угрожали расправой в социальных сетях. Президент Реджеп Тайип Эрдоган сравнил их с «террористами», назвал «невеждами из невежд» и потребовал, чтобы их наказали.
Турция в соответствии со статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьёй 10 Европейской конвенции о правах человека обязана гарантировать право на свободное выражение мнений. Допустимые ограничения на свободу выражения мнений предусматривают такие ограничения, которые необходимы для запрета пропаганды войны или подстрекательства к насилию. Статья 7/2 Закона о борьбе с терроризмом, которая запрещает «пропаганду террористических организаций», сформулирована чрезмерно широко и в ней нет чётко указания на то, что это должна быть пропаганда насильственных преступных методов. Этот закон неоднократно использовали для уголовного преследования за высказывание не призывающих к насилию мнений по вопросам касающимся прав курдов и политики правительства по отношению к ним. За день до решения суда по возвращению под стражу четырёх задержанных учёных президент Эрдоган призвал внести поправки в закон о борьбе с терроризмом и расширить определение «терроризма» для того, чтобы включить в него ненасильственные действия писателей, учёных, журналистов или НКО. Учитывая уже существующие расплывчатые формулировки и преобладающее среди обвинителей и судей взгляды, подобные поправки будут означать дальнейшее ухудшение соблюдения стандартов свободы выражения мнений в Турции.
Одиночное заключение должно использоваться исключительно в качестве исключительной меры и в течение как можно более короткого срока. Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках призвал прекратить использовать его во время предварительного заключения, поскольку одиночное заключение создаёт психологическое давление, которое может вынудить задержанных к даче показаний против самих себя. Как указано в последней редакции Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными ООН одиночное заключение на более чем 15 суток подряд является является длительным одиночным заключением и должно быть запрещено.
Круглосуточный комендантский час был введён в некоторых районах юго-восточной Турции в декабре, когда армия и полиция начали проводить операции против «Патриотического революционного молодёжного движения», боевого молодёжного крыла Рабочей партии Курдистана (РПК). У живущих в районах, где был введён комендантский час, нет доступа к продовольствию и медицинской помощи, и они сталкиваются с острой нехваткой воды и электроэнергии. Полицейские и армейские операции, проводящиеся в районах, где был введён комендантский час, характеризуются применением тяжёлых вооружений и снайперского огня со стороны полиции и армии, что подвергает опасности жизни мирных жителей, которые не могут оттуда выбраться.
Имя: Музаффер Кайя (м), Эсра Мунган (ж), Кыванч Эсрой (м) и Мераль Камчи (ж).
Пол: муж. и жен.
АСП: 78/16 Индекс: EUR 44/3792/2016 Дата: 7 апреля 2016 года