15 апреля 2016 года, Сыктывкар (Республика Коми). Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу жительницы города Сыктывкара Натальи Костроминой, в которой она указала на распространенную в нашей стране практику использования одноместных камер тюремных автомобилей (так называемых «стаканов») для перевозки двух заключенных. Жалоба Костроминой будет рассмотрена вместе с жалобами еще трех жителей Республики Коми, которые жалуются на бесчеловечные условия перевозки заключенных. Интересы заявителей представляет юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак.
«15 января 2004 года с Московского окружного военного суда я выехал не в общем «боксе», а в «стакане». Автозак проследовал до Бутырского суда, где нужно было загрузить еще порядка 20 человек, несмотря на то, что наш автозак-автобус был забит. Старший конвоя, выражаясь нецензурной бранью, заявил, что будет «трамбовать». В частности, в мой металлический стакан, в котором я еле умещался и колени упирались в дверь (ноги выпрямить было невозможно даже по диагонали), конвоир затолкнул еще одного арестованного. Так как места не было даже поставить на пол ноги, то он лежал у меня на плечах, пригнув голову из-за очень низкого потолка. Он попытался заявить конвоиру, что у него открытая форма туберкулеза и у него сейчас обострение, на что тот ответил: «Сиди, б—дь!». Я согнулся к коленям, так как было тяжело держать человека на плечах, и уткнулся носом в куртку, опасаясь надышаться туберкулезных палочек. Я понимал сидящего у меня на плечах туберкулезного больного, ему было еще хуже. Он тяжело дышал, кашлял и чихал. За считанные минуты воздух стал спертым и жутко вонючим… Указанная опасная пытка продолжалась более 2-х часов» — так вспоминал о своих поездках в переполненных автозаках по Москве бывший заключенный Михаил Трепашкин.
Между тем, официальное признание существования описанной пыточной практики удалось получить лишь в 2011 году, после того, как членам Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Республики Коми на неё пожаловалась заключенная Наталья Костромина. Она сообщила правозащитникам, что летом 2010 года в ходе конвоирования из исправительной колонии в Ивановской области в один из следственных изоляторов Республики Коми её семь раз перевозили в одном «стакане» с другой сокамерницей. На основе этих данных фонд «Общественный вердикт» подал жалобу в Европейский суд по правам человека. А некоторое время спустя руководитель УФСИН России по Ярославской области Юрий Дяченко в своем ответе на жалобу ОНК Республики Коми не только признал, но и всецело оправдывал то, что его подчиненные дважды возили Наталью Костромину вместе с еще одной женщиной по Ярославлю в одном «стакане» (в одном случае его площадь составляла 0,5 кв.м, в другом — и 0,4 кв.м).
Стоит, между тем, напомнить, что Европейский суд по правам человека в своем постановлении от 8 ноября 2005 года по делу «Худоёров против России» (жалоба № 6847/02) указал на недопустимость выделения на одного заключенного в камерах автозаков 0,5 кв.м личного пространства независимо от продолжительности их перевозок.