Прогноз от Президента Superjob.ru Алексея Захарова. Часть 2
В предыдущей серии я обещал коснуться рынка труда в образовании. Поехали.
Иностранные языки в российских школах и в большинстве вузов перестанут преподавать (то есть вообще!) в ближайшие 10—15 лет. Из гимназий и спецшкол (1% детей) иностранные языки никуда не денутся. Но это принципиально ничего не меняет. Из МГИМО тоже иностранные языки никуда не денутся. А вот в МГУ на большинстве факультетов иностранные языки если и останутся, то факультативно.
Что это значит для рынка труда? Примерно следующее. Работы лишатся около пятидесяти тысяч преподавателей иностранных языков в российских школах и вузах. Еще примерно столько же людей потеряют работу в смежных областях. Раз в 10 упадет спрос на репетиторов. Освободятся учебные часы для других предметов. Спрос на услуги переводчиков снизится тоже в десятки раз. Высшее языковое образование будет кардинально изменено. И еще много изменений ждут эту область.
Какие аргументы? Все очень просто. В абсолютном большинстве школ преподавание иностранных языков является профанацией. Про то, что профанацией очень часто является также преподавание русского языка, литературы и математики, равно как и физики, химии и биологии, мы пока помолчим. Кому не все равно, загляните сюда.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что 95% школьников в России после школы имеют нулевое или близкое к нулевому знание иностранного языка. В советское время целью преподавания языков была подготовка к допросу пленных… Ну хоть какая-то цель. Сегодня этой цели нет. А маленький девайс с экраном у нас в кармане переводит со ста языков на сто языков на порядки лучше, чем среднестатистический преподаватель того самого языка в российской школе.
А как же чтение Шекспира и Шопенгауэра в оригинале? Да так же, как и раньше. Если вы задались этим вопросом, то вряд ли когда-либо читали что-то в оригинале. Угадал?
А если нет интернета? А если нет телефона? А если… Так вот: для тех, кто и раньше не мог, ничего не поменяется. Но с большой вероятностью необходимый девайс с «тырнетом» окажется у вашего визави. Не думаю, что нужно что-то пояснять дальше про преподавание иностранных языков. Кажется, все очевидно. Кому любопытно, пусть тему иностранных языков додумает сам.
Образование вообще ждут большие перемены. В кармане у нас окажется (и они уже там) не только переводчик со всех языков на все языки, но и все начальное, среднее и высшее образование. Но вот с образованием в целом будет посложнее, чем с иностранными языками. Начнется с коммерческого, далее — везде. Большинство хороших учителей-предметников переквалифицируются в тьюторов и менторов. Зачем нужен хороший учитель и даже очень хороший, если у тебя в кармане выбор из тысячи лучших?! Не нужен! А вот тот, кто из сотни лучших выберет САМОГО лучшего для конкретного ребенка с учетом его личных особенностей… такой очень пригодится! И это совершенно новые навыки, новые методики, новые шаблоны и разрыв старых. Учитель снова становится Учителем! Его задача — учить учиться.
В результате, думаю, процессы коснутся примерно полутора миллионов человек, занятых в сфере образования. 500 тысяч просто лишились бы работы, произойди все года за три. Но за 10—15 лет отрасль успеет перестроиться. Школа как место в значительной мере потеряет образовательную функцию. Уже через пару-тройку лет нас ждет взрывной рост популярности домашнего образования.
Хорошая новость для лучших учителей. Их заработки наконец-то будут сопоставимы с гонорарами поп-звезд. Они и будут звездами! Все забудут номера престижных спецшкол. Но будут знать фамилии престижных учителей. Об этом уже много сказано и написано разными умными людьми — не продолжаю.
В целом, вокруг образования будет много шума-гама, ерунды, ересей… Мой прогноз: лет за 15 все устаканится. Что самое интересное, даже Министерство образования всему тому, что написано выше, помешать не сможет. Так что ближайшая задача Минобра — подготовить нормативные акты, которые описанный мной завтрашний день будут регулировать (а желательно — приближать). И если ребята из министерства с этим не справятся — печалька. Через 20 лет Министерство образования будет просто ликвидировано за ненадобностью. Надо объяснять почему? Даю наводку: переводчики на минус, преподаватели иностранных языков на минус… Вообще-то я сейчас о серьезных вопросах, касающихся суверенитета. И тревожно что-то, зная, как и что у нас там управляется.
Что там дальше обещано? Про рынок труда в медицине?
Продолжение следует.