Глава Центра «Э» по Кущевскому району Краснодарского края Александр Ходыч, осужденный в 2012 году за мошенничество на восемь лет, 23 марта вышел по УДО. Свердловский областной суд освободил полицейского на два года и восемь месяцев раньше срока. «Суд первой инстанции — Тагилстроевский районный суд — отказал в УДО немотивированно. Нами учитывались его положительные характеристики, 18 поощрений от администрации колонии и рекомендация психолога», — объяснила руководитель пресс-службы суда Екатерина Масленникова. — По заключению специалистов, заключенный исправился, социально адаптировался к жизни и не представляет более опасности для окружающих». Полицейский уже вернулся в станицу. Там он обязан встать на учет, дважды в месяц отмечаться у инспектора и не покидать Кущевскую без специального разрешения.
«Новая», конечно, писала о Ходыче не раз (см. № 138 от 5 декабря 2012 года). Александр Ходыч (на момент ареста ему было 34 года) — активный участник кущевского террора и кум лидера банды Сергея Цапка. Молодой и перспективный офицер последовательно возглавлял ОБЭП, УБОП, Центр «Э». Среди станичников Ходыч имел звучное прозвище «Мистер Миллион» — якобы нижняя планка ходыческой разводки. Кущевские фермеры и предприниматели рассказывают, что именно Ходыч, его коллеги и подчиненные проводили поборы по фермерам и предпринимателям, собирая деньги «для цапков» или «для защиты от цапков». Поборы делились на «месячные» и «экстренные»; обычно увеличивались к апрелю — дню рождения Сергея Цапка. Говорят и о другой совместной деятельности Ходыча и Цапка — врезка в трубопровод Тихорецк—Лисичанск (Ходыча даже ненадолго объявляли в розыск), торговля нелегальной соляркой на трассе М4 «Дон» и даже конопляная делянка.
Но главное — именно Ходыч и его оперативная группа привлекались цапками, когда надо было «дожать» неугодного человека — без убийства.
Чаще всего навыки Ходыча использовались для наращивания активов цапковской семейной фирмы «Артекс-агро» или других подцапковских фирм.
Фермер Николай Гордик (в прошлом владелец сельхозпредприятия «Агроюгинвест») рассказывал «Новой», как в 2008 году попал в СИЗО, отказавшись передать банде контрольный пакет акций предприятия. И именно Ходыч, навестив предпринимателя, забрал у него дарственную на все активы и землю — 5 тысяч гектаров. «Говорит: понимаешь, ребятам нужна твоя земля. Их «Север Кубани» тактически нуждается в твоих двух отделениях». Кроме дарственной забрал и расписку о долге предпринимателя Исюка — и по ней, пугая Исюка СИЗО, забрал у того машину и заставил оформить кредит. У фермера Дашкина (сельхозпредприятие «Али», 4 тысячи гектаров, не хотел платить поборы) цапки похитили сына, а самого Дашкина группа Ходыча отправила «подумать» в СИЗО. В 2008 году фермер просто уехал с семьей из станицы, оставив и земли, и дом, и машину. Земли предсказуемо отошли цапкам.
Но то, что Кущевка не может забыть Ходычу, не касается махинаций с землей. Именно группа Ходыча сажала сотрудниц Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института Галину Крошку и Наталью Сивцеву. Женщины поддержали своих студентов, составивших в 2005 году отрытое письмо на имя краевых силовиков и губернатора — о терроре, избиениях и изнасилованиях. В станицу приехала проверка из краевого ГУВД и прокуратуры, журналисты. Крошка давала показания на лидера банды. Проверка уехала, Цапок остался на свободе. А через 4 месяца Крошка и Сивцева сами оказались за решеткой — за торговлю поддельными дипломами. Оформляла женщин именно «группа Ходыча». Судьба их страшна: Крошка сошла с ума в СИЗО, Сивцева отсидела 6 лет из положенных восьми, за время заключения ослепла.
Когда цапков арестовали в ноябре 2010 года, главой СК Бастрыкиным было произнесено немало слов про оборотней в погонах. Но с уголовным делом вскоре начали происходить чудеса. Экономический состав из дела исчезает. Рубятся очевидные связи цапков с сотрудниками правоохранительных органов, прокурорами, судьями, чиновниками всех мастей. В отдельные уголовные дела выводится активность и Ходыча, и других сотрудников, в том числе начальника криминальной полиции Семенихина (по его просьбе цапки пытали пожилую женщину, «мотивируя» ее дочь отозвать заявление из СК). В итоге в обвинительном заключении по цапкам его кум Ходыч упоминается один раз. Чисто консультативная помощь — Ходыч (тогда глава РУБОПа) советовал лидеру банды, как убивать кущевца Леонида Кадяна. Мент разъясняет бандиту, что при применении нарезного оружия возникнет «шумиха», и «уголовное дело будет сложно контролировать», поэтому стрелять нужно именно из обреза. Сотрудники краснодарского СК объяснили тогда «Новой», что «большей связи доказать не получилось».
«Собственное» дело Ходыча — еще более куцее. Ни поборов, ни врезки, ни Крошки и Сивцевой, ни фермера Дашкова там просто нет. Нет информации и об «Агроюгинвесте». Согласно обвинительному заключению, Ходыч, используя служебное положение, посетил в СИЗО фермера Николая Гордика, внушил ему ложные надежды, развел Гордика на долговую расписку, затем пошел к Исюку… Все это Ходыч делал для личного обогащения, связи с криминалом тут не установлены. По сути Ходыч получил 8 лет за две отжатых машины. Адвокаты назвали все это «приговором времен Берии».
Мошенничество — преступление не людоедское, и вот Ходыч, зарекомендовав себя в колонии, вышел по УДО.
На первый взгляд кажется, что из всех участников кущевских событий Александр Ходыч отделался легче всех. Самих бандитов уже нет на свете: в стенах СИЗО Сергей Цапок, Александр Черных, Виталий Иванов, Сергей Карпенко, согласно официальной версии, повесились либо скончались от «острой сердечной недостаточности». Выжившим — Николаю Цапку, дяде Сергея, Вячеславу Цеповязу, Владимиру Алексееву и Владимиру Запорожцу — предстоят еще долгие годы в колонии. Но разве можно сказать, что Ходычу повезло? Нет. Ведь многие его коллеги (тот же начальник криминальной полиции Вячеслав Семенихин) прошли через допросы и следственные действия, но так и не предстали перед судом. А по многолетнему «крышеванию» цапками кущевского отделения полиции и уж тем более по бизнес-связям жен цапков и жен заместителей генпрокурора даже допросов не было.
И по сравнению с другими цапковскими друзьями в погонах Александр Ходыч, конечно, неудачник.