Роскомнадзор стал выносить больше предупреждений, чаще возбуждаются дела по статье о призывах к нарушению территориальной целостности РФ. При этом ситуация с неправомерным уголовным преследования в прошлом году не ухудшилась в сравнении с 2014 годом. Об этом говорится в ежегодном докладе центра «Сова», посвященном мониторингу применения антиэкстремистского законодательства. Как отмечают авторы, зачастую злоупотребления уголовными статьями происходят не с целью преследования той или иной политической группы, а «по бюрократической инерции».
Доклад «Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2015 году» сотрудники информационно-аналитического центра «Сова» представили вчера в здании международного общества «Мемориал». Как отметила один из авторов доклада Мария Кравченко, считать, что 2015 год в части фактов неправомерного уголовного преследования и необоснованного применения антиэкстремистских законов оказался хуже 2014-го, нельзя. «Да, больше предупреждений стал выносить Роскомнадзор, да, есть приговоры политическим активистам, но все больше — по делам, возбужденным еще в 2014 году»,— пояснила она. В первую очередь статистику пополнили дела, возбужденные по относительно новой ст. 280.1 (призывы к нарушению территориальной целостности РФ) УК РФ. Как отмечают авторы доклада, в большинстве случаев ответственность наступала за критику присоединения Крыма, хотя правоохранительные органы не всегда квалифицировали ее как призывы к сепаратизму. Например, следствие квалифицировало как хулиганство «по мотиву ненависти к социальной группе ветеранов Великой Отечественной войны» акцию жителей Калининграда Михаила Фельдмана, Дмитрия Фонарева и Олега Саввина, которые, выступая против присоединения Крыма, вывесили на гараже местного управления ФСБ флаг Германии. Как стало известно “Ъ”, на днях адвокат Олега Саввина Ирина Хрунова подала жалобу на приговор в Европейский суд по правам человека.
По мнению экспертов «Совы», правоохранительные органы стали чаще злоупотреблять применением ст. 282 (разжигание розни) УК РФ, пытаясь подвести под нее любые случаи. В частности, речь идет о скандале в августе 2015 года, когда в кафе в Нижнем Новгороде не пустили сестру топ-модели Натальи Водяновой, мотивировав это хроническим заболеванием ребенка. Следователи квалифицировали этот поступок администратора кафе именно как разжигание розни, хотя потом дело было закрыто за примирением сторон.
Тревогу авторов доклада вызывает и действие ст. 148 УК РФ, предполагающей наказание за оскорбление чувств верующих. Все чаще, считают в «Сове», она применяется для ограничения свободы выражения мнения. Например, так было в случае с жителем Ставрополя Виктором Красновым, который в интернет-дискуссии сообщил собеседникам, что, по его мнению, Бога не существует, а те обратились в полицию. Еще одно дело было возбуждено против жителя Екатеринбурга Антона Симакова, называющего себя магистром магии вуду. В октябре 2014 года в своем офисе он провел «обряд с целью магического воздействия на власти Украины», используя кровь жертвенного петуха, куклу вуду и прочую атрибутику, записал это на видео и выложил в интернет. В МВД сочли эту акцию оскорбляющей чувства христиан и также возбудили против мага уголовное дело.
Как отмечается в докладе, в 2015 году расширился и федеральный список экстремистских материалов, который ведет Минюст. Теперь в нем насчитывается 3,2 тыс. пунктов. «По большей части он не поддается пониманию, в каждом пункте оказывается по несколько наименований разных материалов, что наводит на мысль о том, что суды очень формально подходят к этому вопросу»,— считает Мария Кравченко.
По мнению главы центра «Сова» Александра Верховского, все вышеописанные случаи не всегда говорят о намерениях властей преследовать граждан по политическим мотивам. «Скорее речь о бюрократической инерции и нежелании самих правоприменителей подробно разбираться в законах»,— считает он.