Конституционные права важнее административных процедур, объяснил КC
Конституционный суд указал, что нельзя нарушать конституционные права граждан, в том числе на юридическую помощь, даже для выполнения установленных законом процедур. «Цели одной лишь рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения конституционных прав и свобод», - говорится вопределении КС.
Определение вынесено по жалобе жителя Тольятти Александра Давыдова, оспаривавшего ч.4 ст.29.6 КоАП РФ. Эта норма устанавливает, что дело о правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента задержания.
В апреле 2015 года Давыдов был задержан за невыполнение законного требования сотрудника полиции, а тольяттинский райсуд арестовал его за это на трое суток. При этом судья не удовлетворил ходатайства Давыдова о переносе судебного заседания для заключения соглашения с адвокатом и вызова в суд свидетелей.
Судья руководствовался оспариваемой нормой, согласно которой рассмотрение дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания, то есть, по его мнению, времени на выполнение требований Давыдова не было. К тому же, как говорится в материалах дела, Давыдов, «имея при себе сотовый телефон, не был лишен возможности своевременно привлечь к участию в деле защитника». Насчет свидетелей, которые могли бы подтвердить невиновность заявителя, суд решил, что «приложенных к протоколу материалов достаточно для рассмотрения дела без [них]». Впоследствии с этим согласились и вышестоящие судебные инстанции.
Однако КС расставил все по местам, написав в определении, что «значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях». Тем более в случаях, когда привлечение лица к административной ответственности сопряжено с такой степенью реального вторжения в права и свободы человека и гражданина, как арест.
КС также указал, что уровень обеспечения права на получение помощи защитника должен «соответствовать требованиям справедливого судебного разбирательства». Что касается вызова свидетелей, то КС напомнил, что это право может быть реализовано по ходатайству. Оно «подлежит незамедлительному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении», что, впрочем, не означает его обязательного удовлетворения судом.
Дело Давыдова КС предписал пересмотреть.