В Петербурге хотят ликвидировать государственное учебное заведение для аутистов. Таких школ в стране всего две. Очереди огромны — учеников привозят со всей страны.
До середины 90-х годов для лечения раннего детского аутизма использовали только медикаментозные средства. В лучшем случае ребят отправляли в коррекционные школы, в худшем — на домашнее обучение. Специализированным образованием детей с этой патологией никто не занимался. В педагогических вузах об особенностях обучения аутистов тоже практически ничего не рассказывали. Дескать, есть ребята с нарушением функции общения — и все.
Даже сейчас в полном объеме этой проблемой в России не занимаются. На всю страну — только две специализированных государственных школы для таких детей — «Центр реабилитации ребенка» в Петербурге и «Морозовский центр» в Москве. Очереди туда огромны. В центры едут со всей страны.
Специализированная начальная школа-сад № 687 для детей с расстройствами аутистического спектра появилась в Петербурге в 1995 году. Авторами концепции центра стали заслуженный учитель РФ Лариса Демьянчук, ректор института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга Людмила Шипицина и доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии СПбГУ Евгений Иванов.
Изначально заведение размещалось в одном из корпусов детского сада № 14 на Павлоградском переулке. Позже появились еще четыре корпуса — на набережной Обводного канала и Роменской улице.
Каждый из пяти корпусов имеет свою направленность. В первом размещены три дошкольные группы для детей со сложным дефектом развития, а также один класс для детей с ограниченными возможностями. Второй — «школьный», в нем обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья из 1-4 классов. В третьем корпусе расположены дошкольные общеобразовательные группы — по сути, это обычный детский сад, который посещают дети из ближайших домов. В четвертом корпусе занимаются четыре дошкольные группы детей с задержкой психического развития. В пятом работают с детьми с тяжелым нарушением речи.
Всего в центре обучаются 36 школьников и 190 дошкольников. Сюда приезжают дети-аутисты не только из Петербурга, но и из Владивостока, Читы, Майкопа, Калининграда, Красноярска. На попадание в центр — очереди. Многие иногородние ищут родственников в Петербурге, пытаются прописаться в Центральном районе города, чтобы иметь приоритет в устройстве своих ребят в уникальную школу. Учебное заведение было признано петербургской «Школой года» в 2000 году, а в 2005 году победило в конкурсе «Школа года России».
Учредителями являются комитет по образованию и администрация Центрального района города. Однако создается ощущение, что городские власти совершенно не обращают внимания на учебное заведение. Руководство школы и родители неоднократно просили комитет по образованию и районную администрацию посодействовать в ремонте зданий, изношенность которых уже превысила 50%. Как правило, все ограничивалось отписками. Впрочем, иногда доходило и до «конкретики».
«Постановлением правительства Санкт-Петербурга в государственной программе Санкт-Петербурга развития образования на 2015—2020 годы объекты по адресу включены не были», — так звучал один из ответов представителей районной администрации. В итоге детсадовские площадки для гуляний приходилось ремонтировать за счет средств случайно найденных спонсоров. Облагораживанием школьных кабинетов занимались сами родители. Единственное, что сделали городские власти, — это натянули защитную сетку на осыпающийся фасад первого корпуса. Его ремонт был оценен всего в 100 тыс. рублей. Но и этих денег власти не выделили.
Существовало еще и распоряжение губернатора Петербурга Георгия Полтавченко от 2012 года, согласно которому три школьных корпуса на Обводном канале должны были снести, а в 2015 году учебное заведение должно было переехать в новое здание на 280 мест. При этом адрес потенциального переезда нигде обозначен не был. То есть по сути распоряжение представляло собой некую идею-концепцию того, что именно можно было бы сделать с 687-й школой.
Родители и педагоги обратились за помощью к уполномоченному по правам ребенка в Петербурге Светлане Агапитовой. Она посетила заведение 29 января. Ознакомившись с положением дел, омбудсмен доложила о ситуации главе администрации Центрального района Марии Щербаковой. Тут-то и выяснилось самое интересное. Оказывается, что ремонтировать школу никто не собирается. Два из пяти корпусов, в которых занимаются детьми-аутистами, ожидает закрытие уже в 2016 году. После этого они должны быть снесены. Детей с аутизмом же планируется просто «раскидать» по коррекционным классам 46-й, 25-й и 467-й школ, а ребят из речевых групп отправить в районные детские сады.
В начале февраля школу посетила и Мария Щербакова. Как рассказывают родители, это произошло рано утром — видимо, чиновница хотела избежать встречи с мамами ребят. После экскурсии Щербакова констатировала, что здания действительно изношены, два корпуса должны быть закрыты. Впрочем, она пообещала, что будет проведена техническая экспертиза строений.
Родителей эта ситуация возмутила. Они выступили против закрытия корпусов школы. По их словам, детей нельзя переводить в обычные коррекционные классы — к аутистам нужен особый подход, с учетом их особенностей.
Так, Марина Игнатьева даже специально переехала в Петербург из Владивостока в 2012 году, чтобы устроить своего ребенка в школу № 687. В ее родном городе таких заведений нет. Психиатры в глубинке и вовсе отказываются ставить диагноз аутизм. Если у ребенка интеллект в норме — то диагностируют шизофрению, если нет — умственную отсталость.
«У меня была большая битва с психиатрическим сообществом города, чтобы ребенку наконец-то поставили диагноз аутизм. Пыталась устроить его в детский сад. Добиться места удалось только после обращения прокуратуру. Взяли с большим трудом в ЗПР-ный (задержка психического развития). Через год моего ребенка оттуда с треском выгнали. В школу его могли устроить только для умственно отсталых, но для нас это не подходит», — рассказала Игнатьева. По ее словам, именно благодаря петербургскому центру ее ребенок наконец заговорил. «У меня ребенок боялся есть, девочка просто пугалась еды. К кому мы только не обращались — к психологам, к логопедам — результата не было. Нормально кушать она начала только когда стала учиться в центре», — рассказала Лидия Троицкая, которая специально переехала в Петербург из Майкопа, чтобы устроить свою дочку в Центр. Другие родители также отмечают, что только эта школа дает их детям «билет в жизнь». Что делать, если ее закроют, они не знают. «Что остается? Переходить на домашнее обучение? Учреждений, работающих с детьми-аутистами, просто нет», — подчеркнула Игнатьева.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Иванова напомнила, что существуют президентские указы, в которых был сделан акцент на том, что первейшая помощь должна оказываться именно детям-инвалидам. В Петербурге же обратная ситуация. Уникальному заведению грозит ликвидация. За 20 лет педагогический состав накопил значительный опыт в работе с детьми с особенностями развития. Теперь обо всех достижениях власти хотят забыть.
Учитель начальных классов Надежда Лебедева считает, что при желании найти новое здание для детей-аутисов не составит труда. В самой школе не претендуют на что-то особенное. Это просто должно быть здание без признаков аварийности, рассчитанное на 220 ребят, желательно с хорошей транспортной доступностью.
По информации родителей и педагогов, выселить их хотят не просто так — на территорию, ограниченную Лиговским проспектом — Павлоградским переулком — Черняховской улицей — набережной Обводного канала, претендует предпринимательская структура, близкая к правительству города.
В надежде добиться справедливости и спасти школу педагоги создали на портале change.org петицию, обращенную к властям города. За неделю за сохранение центра подписались 3 тысячи неравнодушных граждан.