Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, который серьезно ограничивает возможности организовать эффективное наблюдение за ходом выборов и подсчетом голосов за те партии и тех кандидатов, которые лишены административного ресурса. «За» голосовали лишь депутаты из «Единой России».
Новые правила будут действовать и на парламентских выборах в сентябре 2016 года.
Мы ранее писали о законопроекте, внесенном депутатами из фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым: первоначально он предлагал ограничить до пяти человек число наблюдателей, которые партия или кандидат могут направлять на участки в день голосования, причём находиться на участке эти пятеро должны были бы попеременно.
К написанию законопроекта коммунистов подтолкнули события, имевшие место в некоторых субъектах РФ на местных выборах в сентябре 2015 года: пользуясь тем, что действующее законодательство не регулирует число наблюдателей от каждого кандидата или партии, отдельные ловкие кандидаты набирали по 400–500 человек, приплачивали (закон не запрещает!), и эти как бы наблюдатели бродили с участка на участок, везде голосуя за нанимателя.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда». Один из авторов — Иван Никитчук (КПРФ), бессмертной цитатой из экс-премьера Виктора Черномырдина охарактеризовал в зале заседаний ситуацию с законопроектом.
Ко второму чтению практически без обсуждения в комитете в текст были внесены важные поправки, не устраивающие думскую оппозицию. По сведениям СМИ, поправки эти подготовил Центризбирком и одобрил президент, но их официальными авторами значатся единороссы Владимир Плигин и Дмитрий Вяткин.
Теперь каждый кандидат или партия смогут иметь не больше двух наблюдателей на каждом участке, перебрасывать их с одного участка на другой запрещается, а списки наблюдателей с указанием их домашних адресов и участка, на который они направляются, партии и кандидаты обязаны будут сдавать в избирком не позднее чем за три дня до дня голосования.
«Изменили всё, включая название, из одной страницы получилось десять, КПРФ от своего детища отказывается», — говорил г-н Никитчук. «Вместо пяти наблюдателей — только два. А если один заболеет, и что?» — спросил коммунист. По его словам, во всем этом просматривается желание вообще ликвидировать институт наблюдения в угоду непонятно кому.
«Определенное реформирование процесса наблюдения на выборах нужно, но то, что нам предлагается, это удар по оппозиционным партиям и кандидатам, — сказал Ярослав Нилов (ЛДПР). — Зная за три дня персональные данные наблюдателей и участок, к которому они прикреплены, можно сделать так, чтобы они не пришли в день голосования, запугать, надавить — особенно в маленьких населенных пунктах».
Позднее в разговоре с «МК» Михаил Емельянов («СР») признал, что эти три дня больше всего беспокоят и справороссов: «И сейчас власти на местах ведут активную работу с наблюдателями, а после введения новых правил оппозиция будет вынуждена выложить все козыри заблаговременно…»
Г-н Вяткин от имени Комитета по конституционному законодательству в ответ на критику заявил, что концепция инициативы коммунистов не нарушена: они, мол, предлагали общее ограничение количества наблюдателей на выборах, которые будут там работать попеременно, — вот его и ограничивают.
Но единоросс ни слова не сказал о том, откуда и почему появились цифра «два» и требование прикреплять наблюдателей к конкретному участку за три дня до дня голосования.
Зато г-н Вяткин напомнил, что законопроект дает и дополнительные гарантии наблюдателям: например, удалить наблюдателя с участка можно будет только по решению суда, а осуществлять фото- и видеосъемку с того места, которое определено председателем комиссии, теперь можно не с разрешения руководства комиссии, а после уведомления его о намерении съемку осуществить…
Но эта ложка меда бочку дегтя не подсластила: «Мы сужаем права наблюдателей», — констатировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. И спросил зал: «В чем проблема? Кто-то боится результатов выборов?»
За закон в такой редакции голосовала фракция «Единая Россия». Лишь она почему-то не усмотрела в нем никакой для себя опасности.