В Страсбурге раскритиковали российскую власть за преследование правозащитников и за создание невыносимых условий работы неправительственных организаций.
Дебаты, состоявшиеся на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в четверг, 28 января, вызвали у депутатов особый энтузиазм. Они были посвящены двум тематическим резолюциям: "Усиление защиты и роли правозащитников в странах-членах СЕ" и "Как предотвратить неприемлемые ограничения на деятельность неправительственных организаций в Европе".
Сама суть докладов ни у кого из выступающих возражений не вызвала. Все с сожалением констатировали: в последнее время в некоторых странах активисты и организации, занимающееся защитой прав человека, сами нуждаются в защите. Россия, в частности, вошла в число стран, часто упоминавшихся в обоих докладах как пример этого негативного явления.
Помимо России, объектами критики стали преследования правозащитников в Азербайджане, Турции и Венгрии. Государства, упомянутые докладчиками, постоянно числятся среди нарушителей прав человека, и контроль за ними со стороны ПАСЕ в этой сфере просто необходим. Такой позиции придерживается немецкий депутат Франк Швабе (Frank Schwabe).
В связи с этим депутаты активно поддержали идею назначить в ПАСЕ постоянного докладчика по вопросу защиты гражданских активистов, который будет отслеживать судьбу каждого конкретного правозащитника, преследуемого властью.
Из правозащитников в шпионы
В России условия, в которых правозащитники ведут свою работу, существенно ухудшились после принятия в июле 2012 года законодательства о так называемых "иностранных агентах", констатировала автор первой резолюции эстонка Майлис Репс. По ее словам, из-за этого нововведения более 100 неправительственных организаций были внесены в черные списки "иноагентов", а особенно гонению властей подвергаются защитники окружающей среды и ЛГБТ-активисты.
В России термин "иностранный агент" исторически приобрел заметно негативное значение и может рассматриваться как синоним слов "шпион" или "предатель", поясняет автор второй резолюции, люксембуржец Ив Круштан. "Трудно поверить, что, определяя этот термин, российские власти не хотели намеренно дискредитировать отдельных представителей гражданского общества", - делает вывод депутат.
"Особенно шокирующим" он называет тот факт, что НПО из Нижнего Новгорода "Комитет против пыток", которая недавно вынуждена была прекратить деятельность из-за внесения в списки "иностранных агентов" (ее сотрудники вступили в новую правозащитную организацию "Комитет по предотвращению пыток", которую 14 января снова внесли в список "иноагентов" - Ред.), в 2011 стала лауреатом премии ПАСЕ в сфере защиты прав человека.
Докладчик раскритиковал и принятый в мае 2015 года российский закон о "нежелательных организациях", который сейчас дожидается оценки Венецианской комиссии. По его мнению, этот документ представляет собой еще один "инструмент преследования некоммерческих организаций иностранного происхождения и российских граждан, сотрудничающих с ними".
Авторы резолюций убеждены, что принятие подобных законов оказывает "пагубное влияние на гражданское общество". "Потому ситуация с гражданским обществом в России - предмет серьезной обеспокоенности и подлежит тщательному мониторингу со стороны соответствующих органов СЕ", - говорится в документе.
Депутат из Франции Фредерик Райс считает, что методы российской власти в борьбе с активистами напоминают сталинские времена, когда неугодные режиму люди объявлялись врагами народа. "Власть не имеет права использовать свое влияние, чтобы ограничивать деятельность НПО", - уверен политик.
Не преследовать, а сотрудничать
В рекомендациях к резолюциям их авторы призывают власти стран, действия которых стали предметом критики, воздержаться от дальнейших репрессивных шагов против правозащитников и особенно от физических расправ над ними, арестов и правовых преследований. Им не советуют предпринимать новые попытки ужесточить законодательство, регулирующие деятельность НПО.
Кроме этого, докладчики ПАСЕ настоятельно рекомендуют правительствам стран-членов СЕ "при каждой возможности привлекать правозащитников к работе над законопроектами, касающимися защиты прав человека и фундаментальных ценностей".