Примерно неделю назад я написал, что соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Китаем было подписано с целью наладить неотслеживаемый вывод валюты из России за кордон.
И вот сегодня от Блумберга пришло подтверждение этого предположения.
Блумберг обратил внимание на то, что Контракт между ОАО «Роснефть» и China National Petroleum Corp. на поставку российской нефти в Китай течение 25 лет предусматривает предоплату сразу половины объема поставок.
Такая схема была в тот момент выгодна обеим сторонам, Роснефть получала финансирование для создания инфраструктуры поставок без необходимости брать кредит, а Китай получал гарантированный объем поставок по фиксированной цене.
Сразу после подписания контракта Роснефть подтвердила получение двух переводов предоплаты, не раскрывая их суммы.
Однако уже через год в правительстве России заявили о грядущей продажи крупного пакета акций Роснефти для покрытия расходов на строительство газопровода, хотя денег, переведенных Китаем в качестве предоплаты, должно было хватить для покрытия этих расходов с избытком.
Вот тут-то и начинаются загадки.
То, что деньги от Китая приходили — это факт. Сколько именно пришло и как они были потрачены — неизвестно. То, что этих денег нет в наличии — тоже факт, иначе не пришлось бы продавать акции компании.
Старший аналитик Sberbank CIB по рынку долговых инструментов с фиксированной доходностью Алексей Булгаков в своем комментарии Блумбергу заметил, что Роснефть вероятно получила от CNPC предоплату в размере примерно $35 млрд. Хотя Булгаков и использовал слово «вероятно» (probably) оно относится не к самому факту платежа, а к сумме в $35 млрд.
Разумеется, эта сумма не взята с потолка, она обоснована имеющейся в распоряжении Sberbank CIB информацией. Вряд ли она точно равна 35 миллиардам, но порядок суммы должен быть именно такой, это может быть и 28, и 38 миллиардов, но в любом случае никакого следа этих денек в отчетах Роснефти специалистам Блумберга найти не удалось.
В пресс-службе «Роснефти» отказались сообщить размер предоплаты, полученной от CNPC. Представитель CNPC ответил, что компания не может оперативно прокомментировать данную информацию.
В любом случае аналитики сходятся на том, что Китай оплатил от 30 до 50 процентов объема от будущей поставки нефти. И выполнение этого обязательства ляжет тяжким грузом на правительство будущей России или государства, которое станет ее правопреемником.