Российский продовольственный рынок переполняют фальсификаты, о чем почти каждую неделю сообщают контролирующие органы. Наибольшую тревогу специалистов вызывает производство сыров и молочных продуктов. По данным Россельхознадзора, доля суррогатов среди отечественных сыров приближается к 80%. Отечественные предприятия производят «сырную замазку», говорят эксперты. И лишь немногие продолжают использовать натуральное сырье. При этом Роспотребнадзор впервые заявил, что фальсификаты молочных жиров приводят к инфарктам и раку.
При этом из регионов поступают сообщения о готовности объявить войну фальсификатам на отечественном рынке.
Например, в конце прошлой недели такое заявление сделали власти Алтайского края. «В крае создана рабочая группа, которая призвана противодействовать обороту фальсифицированной продукции», – цитирует Интерфакс слова замгубернатора Алтайского края Александра Лукьянова. И по его словам, в первую очередь в крае подделываются масло и сыры.
В Свердловской области Роспотребнадзор изъял из продажи фальсифицированные молочные консервы и сливочное масло, которые поставляли предприятия из несуществующих адресов.
Ситуацию с подделкой молочной продукции, масла и сыров многие называют критической. Так, в конце прошлого года Россельхознадзор сообщал о том, что почти 80% сыров в некоторых регионах – фальсификаты. В Минсельхозе эти данные опровергли и заявили о том, что доля фальсифицированной продукции на российском рынке сыра не превышает 10–15%
Из-за отсутствия борьбы с фальсификатом Россия может потерять такую отрасль, как сыроделие, предупреждают эксперты. «Замена молочного жира растительным при производстве сыров приняла угрожающие масштабы, поскольку это выгодно: если в составе сыра 50% молочного жира заменяется на растительный, то прибыль возрастает на 30%. Но на этом редко кто останавливается, чаще всего замены достигают 90–95%», – говорила в интервью Интерфаксу в конце прошлой недели эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова. В итоге, подчеркивает она, полки магазинов все больше заполняет не сыр, а «сырная замазка».
Схожая ситуация, по ее словам, и на рынке сливочного масла. В январе–октябре прошлого года в Россию только Уругвай поставил 8 тыс. тонн сливочного масла, Новая Зеландия – 4,5 тыс., Аргентина – 3 тыс. тонн. «Но в рознице масла из этих стран не встретишь, в том числе и расфасованного на наших предприятиях. Оно «разбодяжено» растительным маслом и реализовано под видом отечественной продукции», – замечает эксперт.
По словам Рыбаловой, борьба с фальсификатом сегодня происходит лишь на словах. «На деле для одних это еще один способ пиара, для других – вид конкурентной борьбы, расчистка поля от мелких игроков», – подчеркивает эксперт. И когда Роспотребнадзор сообщает об обнаружении 25 заводов-призраков, производящих фальсифицированную молочную продукцию, приводит она пример, надо сознавать, что чаще всего они принадлежат крупным предприятиям, которые создают новые юрлица и через них «прогоняют» фальсификат. «Поэтому проверки должны начинаться с крупных предприятий, входящих в правления отраслевых союзов», – уверена она.
Частично на это еще в сентябре указывал и замдиректора департамента агропромышленного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимир Азаров. В частности, говорил он, что порядка шести заводов в Московской области выпускают молокосодержащий продукт, не закупая при этом сырое молоко. «Недавно на совещании с Андреем Львовичем Даниленко (председателем «Союзмолоко». – «НГ») мы от него услышали, что «большинство производителей фальсификата подчинены его ассоциации»... Почему нарушителей скрывают? Если они будут установлены, если за этим будет контроль, то проблема будет решена», – полагал он. Позднее в Минсельхозе сообщили, что слова Азарова были неверно истолкованы. «Информация о том, что Депагропром считает «Союзмолоко» объединением большинства производителей фальсификата, не соответствует действительности», – подчеркивали в ведомстве.
В то же время, по словам эксперта молочного рынка Татьяны Рыбаловой, проблема производства фальсифицированной молочной продукции появилась не вчера, но обострилась на волне импортозамещения. «Реальный рост поставок молока на переработку в 2015 году был в пределах 3% и не покрыл возросшее производство молокоемких продуктов: по данным Росстата, в январе–ноябре 2015 года выпуск сливочного масла вырос по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,6%, натуральных сыров – на 21%, сырных продуктов – на 18%», – сказала она. Между тем, по данным Росстата, импорт пальмового масла в РФ, которое чаще всего используется для фальсификации молочной продукции, в январе–ноябре 2015 года увеличился на 25% и составил 702 тыс. тонн. «В итоге фальсификация сыра и масла, по оценке отраслевых экспертов, достигает 75% и выше», – говорит Рыбалова. И то, что эти данные впоследствии опротестовываются Минсельхозом, тревожный симптом, подчеркивает она.
Еще недавно российские чиновники демонстрировали озабоченность доминированием фальсификата на продовольственном рынке. В августе прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство обсуждает различные варианты ограничения использования пальмового масла в пищевых продуктах. В частности, речь шла о полном запрете его использования в детских товарах, а также наказании за скрытое применение пальмового масла. В Госдуме, в свою очередь, предлагали заменить российские нормы европейскими ограничениями, запрещающими наполнение еды техническими сортами пальмового масла. «Пусть производители используют «пальму» лишь в качестве вспомогательного компонента. И честно сообщают о наличии и количестве «пальмы» в продуктах, а не скрывают это под обтекаемыми терминами вроде «растительные жиры», – объясняла депутат Госдумы РФ Мария Кожевникова (см. «НГ» от 10.09.15)
Отношение экспертов к растительным заменителям молочного жира остается противоречивым. В конце прошлого года Россельхознадзор сообщил о том, что фальсификация молочной продукции жирами немолочного происхождения может привести к серьезным заболеваниям. «Растительный жир в обычном виде жидкий. Чтобы использовать в качестве заменителя, его преобразуют в твердый, нагревая до высокой температуры, – говорилось в сообщении ведомства. – В результате молекулы жира меняют свою структуру, превращаясь в трансизомеры жирных кислот и нередко провоцируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания».
В то же время звучат и более позитивные оценки употребления растительных заменителей. «Потребление такого продукта безопасно для здоровья. Конечно, если само масло отвечает установленным регламентам и правильно транспортируется и хранится», – замечал в интервью СМИ руководитель НИИ питания Виктор Тутельян. Сейчас же такие масла в перевозят в нефтебитумных цистернах.
На пользе заменителей молочного жира, естественно, настаивают и сами производители. «Пальмитиновая кислота, которой богато пальмовое масло, является важным компонентом женского молока, и, как следствие, ее содержание обязательно в продуктах для искусственного вскармливания детей», – отмечал директор «Землянскмолоко» Андрей Романов.
Как подчеркивает Татьяна Рыбалова, употребление таких жиров в небольших количествах действительно безвредно. «Но у всех нас неодинаковое здоровье, и кому-то (детям и людям с заболеванием желудочно-кишечного тракта) лучше и вовсе не употреблять его в пищу», – заявляет она. К тому же, говорит эксперт, даже если попытаться контролировать индивидуальное потребление растительных жиров, то сделать это будет почти невозможно из-за значительной доли на рынке фальсификата, который продается под видом натуральной продукции.
В то же время эксперт уверена, что дополнительные ограничительные меры на использование пальмового масла в пищевом производстве не нужны. «У нас есть все необходимые регламенты. Но действующие положения сейчас массово нарушаются. По действующему техническому регламенту в молочном продукте, чтобы оставаться в этой категории, заменить можно не более 50% молочного жира на растительный», – напоминает она. Однако контролировать соблюдение этой нормы сложно: отличить на вид и на вкус превышение нормы растительных жиров в продукте невозможно. И этот приводит к массовым фальсификациям. Использовать же заменители выгодно по экономическим соображениям. В результате продовольственный рынок РФ оказался заполнен фальшивками, резюмирует эксперт.