В последние дни 2015 г. правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий введение обязательной видеофиксации судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, а также создание условий для хранения этих записей в течение 10 лет. По закону ведение аудиозаписи судебного заседания не возбраняется и сейчас, говорится в пояснительной записке. Но оно и не является обязательным, поскольку зависит от наличия технических возможностей и усмотрения судьи. Такой недочет предлагается исправить. Вступить в силу закон должен с 2018 г. (для мировых судов – с 2019 г.) – после того как суды оснастят системами видеозаписи.
Нововведение потребует не менее 1,9 млрд руб. единовременно и 840 млн руб. ежегодно, подсчитали в Белом доме, и это при том, что оснащение судов системами протоколирования предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие судебной системы на 2013–2020 гг.» и отчасти уже реализовано. По данным судебного департамента при Верховном суде, сейчас в судах общей юрисдикции только 1780 залов из 12 809 оснащены системами видеозаписи, в арбитражных судах – 255 залов из 1087. Принятие закона позволит обеспечить судебную защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, обещают в правительстве.
Авторов инициативы интересует бюджет нового проекта, а не гарантии прав участников процесса, уверена адвокат Мария Серновец: чтобы гарантировать ведение адекватного протокола судебного заседания, достаточно ввести обязательное аудиопротоколирование, именно такая задача ставилась в ФЦП. Еще в 2014 г. директор судебного департамента Александр Гусев сообщил председателю СПЧ Михаилу Федотову, что суды готовы к ведению аудиопротокола и техникой оснащены 6555 залов, вспоминает Серновец. Так что введение обязательной видеозаписи в судах – не только повод снова потратить деньги налогоплательщиков, но еще и основание для того, чтобы отсрочить введение обязательного аудиопротокола. Сейчас суды не обязаны вести такую запись и под разными предлогами отказываются это делать, что открывает простор для фальсификаций, констатирует адвокат.
В прошлом году правительство не поддержало законопроект сенатора Антона Белякова, предложившего ввести обязательное аудиопротоколирование, со ссылкой на то, что это потребует дополнительных расходов. Уход от бумажного документооборота оправдан, другой вопрос, может ли бюджет осилить эти затраты, говорит зампред комитета Госдумы по уголовному законодательству Сергей Фабричный («Единая Россия»). Экономические факторы нельзя сбрасывать со счетов, подчеркивает он.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/