Отношения между Ираном и Саудовской Аравией резко обострились, после того как в субботу саудовскими властями был казнен известный проповедник шейх Нимр Бакр аль-Нимр и сорок шесть других осужденных - в основном суннитов. Всем им были предъявлены обвинения в терроризме.
Тегеран выступил с резкой критикой действий Эр-Рияда, одновременно с этим было совершено нападение на саудовское посольство в Иране. Сразу после этого Саудовская Аравия объявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном.
Насколько далеко может зайти конфликт?
Зибакалам Мофрад, профессор политологии в университете Тегерана:
Первой реакцией в Иране стало нападение толпы на посольство Саудовской Аравии. Но теперь многие иранцы говорят об этом с осуждением, поскольку поджог здания посольства привлек больше внимания, чем казнь шейха Нимра Бакр аль-Нимра.
Очень жаль, что это произошло, потому что это лишь обострит шиитско-суннитский конфликт в регионе.
Иран в то же время заявляет о том, что жестоко отомстит за казнь, но я не думаю, что на практике это означает какие-либо военные действия в отношении Саудовской Аравии. Также нужно помнить, что почти два месяца назад во время хаджа в давке погибло несколько сотен иранцев, и тогда многие в Иране, в том числе "Стражи исламской революции", тоже заявляли, что не простят этого, будут мстить и так далее. Но в реальности ничего не произошло. Я бы сказал, что и в этот раз Иран мало что может сделать.
Иран также может пострадать от разрыва отношений с Саудовской Аравией, потому что на практике получается, что в отсутствие дипломатических отношений у него не будет рычагов давления на Эр-Рияд. В то же время отношения Ирана с другими арабскими странами не очень стабильны, таким образом, влияние его ограничено и возможностей выражать свою точку зрения очень мало.
Что же касается народа, простых иранцев, я вижу в интернете много критики в отношении тех, кто напал на саудовское посольство. Некоторые независимые газеты также выступили с критикой этого инцидента.
Ханан Разек, корреспондент Арабской службы Би-би-си:
Я беседовала с несколькими политологами, и все они выражают серьезную озабоченность тем, насколько далеко может зайти этот конфликт. Один из них сказал мне, что даже если война и не планируется, она может вспыхнуть случайно, если одна из сторон или кто-то из их союзников сделает неверное движение.
Тревогу вызывает не только эскалация этого конфликта, но и последствия для всего региона, и прежде всего для Сирии и Йемена.
В этом месяце должны состояться мирные переговоры по ситуации в обеих этих странах, и теперь непонятно, начнутся ли они вообще, и если да, будут ли они успешными.
В Саудовской Аравии реакция на происходящее неоднозначная. Некоторые представители шиитского меньшинства на востоке последние два дня проводят спонтанные демонстрации протеста.
Между тем, суннитское большинство поддерживает решение властей.Если посмотреть на социальные сети, в особенности на Твиттер, который очень популярен в Саудовской Аравии, множество людей восхваляют королевскую семью, благодарят ее за принятое решение.
Они считают его мудрым и своевременным. Однако есть и другие, которые выражают озабоченность по поводу возможной войны в регионе.
Что же касается официальной политики, то иранские дипломаты должны покинуть Саудовскую Аравию до 5-го января. Накануне министр иностранных дел в Рияде дал им 48 часов на сборы. Некоторые другие страны разделяют эти настроения. Так Бахрейн и Судан решили разорвать дипломатические связи с Ираном, а Объединенные Арабские Эмираты собираются сократить дипломатическое представительство в Иране.
Кристиан Коатс Ульрихсен, научный сотрудник Королевского института международных отношений Чатэм-хаус в Лондоне:
Нынешнее противостояние также опасно, как и предыдущее в 1980-х годах, в результате которого впервые были приостановлены дипломатические отношения между странами с 1988 по 1991 гг.
Это произошло после бурного десятилетия, включавшего Иранскую революцию в 1979 году и затяжную восьмилетнюю ирано-иракскую войну с 1980 по 1988 год.
Саудовская Аравия и другие члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива во время войны поддерживали Саддама Хусейна и пострадали от иранских нападений на свои корабли, а в 1984 году саудовские ВВС сбили иранский истребитель, который, как утверждала Саудовская Аравия, нарушил ее воздушное пространство.
Саудовская Аравия и другие арабские страны Залива также связывают постреволюционное правительство Ирана с ростом воинственных настроений среди шиитов, неудавшийся переворот в Бахрейне в 1981 году и неудачное покушение на эмира Кувейта четырьмя годами позже.
Тем временем, в мае 1987 года по образцу ливанской "Хезболлы" на религиозной основе была образована поддерживаемая Ираном военизированная группировка "Хезболла аль-Хиджаз". В ее намерения входило проведение военных операций на территории Саудовской Аравии.
"Хезболла аль-Хиджаз" обнародовала несколько заявлений с угрозами в адрес саудовской королевской семьи. Группировка совершила несколько кровавых нападений в конце 1980-х годов, когда напряженность между Ираном и Саудовской Аравией резко возросла.
Хотя в нынешнем кризисе и нет подобных случаев прямой конфронтации, эта напряженность столь же опасна, как и в 1980-х годах, по трем причинам.
Прежде всего, это наследие многолетней сектантской политики, которая глубоко разделила Ближний Восток по суннитским и шиитским интересам и создала атмосферу глубокого недоверия между Ираном и его соседями по Заливу.
В такой напряженной атмосфере влияние умеренной части населения серьезно ослаблено, а сторонники жесткого подхода в региональных делах правят бал.
Во-вторых, государства Персидского залива на протяжении последних четырех лет проводят все более напористую внешнюю политику, частично в ответ на то, что они считают многолетним иранским вмешательством в региональные конфликты, а также из-за растущего скептицизма по поводу планов администрации Барака Обамы касательно Ближнего Востока.
Для многих в Заливе основная угроза, исходящая от Ирана, заключается не в его ядерной программе, а в поддержке Тегераном боевиков, таких как "Хезболла" и, в последнее время, шиитские повстанцы в Йемене.
Наконец, разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, скорее всего, станет смертным приговором региональным усилиям по прекращению войн в Йемене и Сирии, по крайней мере, на ближайшее время.
Хрупкое перемирие в Йемене, начавшееся 15 декабря, уже сорвано.
Переговоры по Йемену под эгидой ООН должны возобновиться 14 января, но маловероятно, что это произойдет, если саудовская коалиция и Иран активизируют свое опосредованное участие в этом конфликте.
Подобный же исход может ожидать сейчас мирные переговоры по Сирии, которые должны начаться в Женеве в конце января. После долгих недель терпеливой закулисной работы с противоборствующими сторонами все усилия могут оказаться напрасными, если две наиболее влиятельные внешние стороны конфликта будут только подливать масло в огонь.