Биография Дмитрия Потапенко
Дмитрий Потапенко - не просто российский предприниматель. Он, не являясь создателем действительно больших торговых сетей для массового сектора известен как некий гуру консалтинга в сфере развития этого направления отечественного бизнеса и как интересный спикер, публичная фигура, любимая прессой.
Торговый сети, руководимые героем нашего повествования, чувствуют себя достаточно уверенно даже средь бурь кризиса и санкций, но наиболее крупные сети, которыми он руководил в прошлом - всё таки не являются его собственностью, констатирует наш новостной бизнес портал.
Потапенко Дмитрий
Отрасль - Торговля, ритейл
Компания - Management Development Group Inc
Должность - управляющий партнер
Место рождения - Москва
Биография Дмитрия Потапенко
Биография Дмитрия Потапенко
Дмитрий Потапенко - управляющий партнер Management Development Group Inc, это харизматичныий бизнесмен известен своими резкими высказываниями. Например, на отраслевой конференции ритэйлеров он заявил: "Каждому из вас предложат "посидеть на дорожку", как только бизнес станет интересен какому-нибудь конкретному пацану в погонах" (см. полностью текст выступления). В интервью он также честно признается, что не есть в принадлажащих ему заведениях и не покупает продукты в своих магазинах: "Если вы начинаете вносить эмоциональную составляющую, то перестаете видеть нюансы", - объясняет г-н Потапенко.
Карьера Дмитрия Потапенко
1995-2000 гг. Дмитрий Потапенко - вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии
1998-2001 гг. Дмитрий Потапенко - генеральный директор ОАО "МЭЗ ДСП", вице-президент по инвестиционному развитию ПБК "КредитИмпексБанк"
2001-2003 гг. Дмитрий Потапенко - заместитель управляющего группы компаний "Логос", генеральный директор ООО "Центры оптовых продаж"
2003-2005 г.г. - управляющий сбытовой сети "Пятерочка" (Москва и Московская область
2005 г. - н. вр. - управляющий партнер компании Management Development Group Inc. (соответственно - брэнды "Гастрономчикъ", "Продэко", "Марка")
В 1990-х Дмитрий Потапенко в течение полутора лет был охранником, охранял президента банка "Российский кредит". Свою первую торговую сеть Дмитрий Потапенко основал в 1992 г. с компанией Natashkyang Korotia Systems - это были магазины электроники "Тусар".
Образование Дмитрия Потапенко
Московский институт радиотехники и автоматики, MBA (экономика)
BABT при Минэкономразвитии, MBA (Business & Economic Option) California State University (Hay Ward)
А вот что Дмитрий Потапенко пишет сам о себе:
Коренной москвич в 4-м поколении, коих в Mоскве уже не осталось... Учился много и учусь по прежнему.... МВА, California Heyward State University, Economic Option MBA, Экономика, ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли
Свидетельство Московской областной аудиторской палаты, «Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности» IAS/GAAP
Сертификат центра «Det Norske Veritas», «Внутренний аудит систем качества». Стандарты ISO 9000:2000,Московский Институт радиотехники, электроники и автоматики; Диплом «Инженер конструктор-технолог»
Деловые предложения
Как потратить свои деньги... я решу сам... писать и звонить не надо...
Работал. Много. И буду работать. Ибо жизнь и есть работа… каждый раз над разным. Отдых та же работа. Если конечно заниматься этим профессионально.
Grundig. "Пятёрочка", "Карусель", "Сходня-Мебель", ГК "Логос" и т.д.
Сейчас - основатель и управляющей партнер Management Development Group Inc. www.7MD.EU Дальше вроде официального резюме, чтоб не объяснять: «А что ты делал «До сейчас»?» «Пятёрочка», «Карусель», Розничная сеть
Генеральный директор ЗАО. Управляющий сети по Центральному Федеральному округу. Сеть универсамов из более чем 150 объектов. Розничная торговля, Девелопмент
Что делал сам? Операционное управление и развитие сети «Пятерочка» в г Москве и МО, в г. С.Петербурге и Ленинградской области
Разработка бизнес процессов и процедур гипермаркета "Карусель"
Запуск гипермаркета "Карусель"
Работа с Мэрией, Префектурами и управами г. Москвы, Правительством г. Москвы и МО., Администрацией С. Петербурга и Ленинградской области
Поиск и покупка объектов и земельных участков под строительство и аренду
Подготовка документов компании и выход на IPO
Создание строительных проектов и их согласование в ГОЧС, Санэпиднадзоре, Управлению по потребительскому рынку, ГЛАВАПУ.
Внешние архитектурные решения и рекламные компании
Создание торговых комплексов с единой концепцией
Создание планировок и выкладок.
Планирование и контроль работы компаний мерчендайзеров.
Сбытовая и ценовая политика
Управление финансовыми потоками
Кредитная политика, привлечение инвестиционных ресурсов Правительства Москвы и МО, международных инвестиционных банков и компаний
Подготовка компании к выходу на IPO
Организация и контроль, работы компаний в области закупок, продаж, логистики, складского комплекса, 10 000 чел.
ГК «Логос», ООО «Центры оптовых продаж»
Заместитель управляющего ГК, Генеральный директор компании. Группа компаний из 7-ми направлений оптово-розничных каналов в г. Москве и СНГ по продаже печатной продукции. Дилерские и оптовые поставки в регионы.
Что делал сам?
Управление, развитие и реструктуризация холдинга.
Разработка и анализ инвестиционных проектов.
Разработка новых продуктов и услуг;
Минимизация налогообложения.
Внутренние тренинговые программы
Управление информационными и аналитическими потоками
Организация и контроль, за работой компаний в области закупок, продаж, логистики складского комплекса, 2500 чел.
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности компании, 10 млн. $/мес.
Планирование новых направлений деятельности
ОАО «МЭЗ ДСП и Д», ПКБ «КредитИмпексБанк»
Генеральный директор. Вице-президент по инвестиционному развитию. Один из крупнейших заводов в Европе по выпуску ДСП и мебельных деталей. Сопутствующие производства. Деревообрабатывающие технологии, строительные материалы.
Что делал сам?
Реструктуризация предприятий и антикризисное управление.
Программы развития бизнеса совместно с ПКБ «КредитИмпэксБанк».
Управление проектами холдинга.
Минимизация налогообложения.
Оптимизация таможенных процедур, кредитных и лизинговых взаимоотношений;
Создание системы адаптации компании к фискальным проверкам.
Управление финансовыми потоками;
Управление коллективом 2500 человек;
Создание управленческой команды по типологии Майерс Брикс.
Проведение операций с акционерным капиталом, слияние и поглощение компаний.
Оптимизация бизнеса и бизнес-процессов по ISO 9000:2000 и IAS/GAAP;
Корпоративное развитие направлений.
Реинжениринг подразделений холдинга.
Grundig GmbH
Вице-президент по продажам и маркетингу. Московский офис американской корпорации Манхэтан Инд. Корп. Эксклюзивный производитель товаров под торговыми марками: Grundig, AKAI Ind, Sankyong Cemical.
Что делал сам?
Стратегическое и оперативное планирование и менеджмент;
Создание маркетинговой стратегии, постановка места продукта.
Маркетинговые исследования; сегментация рынка;
Позиционирование компании;
Ценовая стратегия компании, продвижение ТМ.
Мониторинг и управление операциями логистики.
Минимизация налогообложения.
Организация оптовых и розничых торговых операций компании ($ 120 млн/год оборот).
Создание клиентских сетей и сетей сервиса в Москве и регионах.
Размещение заказов на производство на заводах в Ю. Корее, Китае, США, Германии
Разработка и анализ инвестиционных проектов.
Разработка новых продуктов и услуг;
Минимизация налогообложения.
Внутренние тренинговые программы
Управление информационными и аналитическими потоками
Дмитрий Потапенко, бизнесмен: «До кризиса предприниматели не работали, а были просто барами»Комментарии: 110
Бизнесмены стонут под гнетом кризиса. Чем приходится жертвовать предпринимателям?
Снизит ли цены на продукты новый Закон «О торговле»? Кто воспользовался экономическими проблемами для передела собственности? Об этом и многом другом в интервью с бывшим гендиректором торговой сети «Пятерочка» Дмитрием Потапенко, управляющим партнером Management Development Group Inc., куда входят полтора десятка торговых сетей, рестораны и производственные предприятия с общим оборотом более $140 млн. в год.
ПЯТЬ ПЕРЕЛЕТОВ В НЕДЕЛЮ
Интервью проходило в походных условиях. В 10.30 Дмитрий Потапенко прибывал из Перми на Казанский вокзал. Встретиться договорились на соседнем - Ленинградском - у памятника Ленину. Бизнесмен собирался пересесть на электричку до Твери.
Рост под метр девяносто, вес за 100 кило. Одет в замшевую куртку и кожаные штаны. Образ дополняет короткая стрижка. У таких товарищей милиция любит проверять документы на вокзалах - ну какой это миллионер! И ни одной сумки с собой (на недоуменный вопрос вытаскивает из кармана куртки мешочек с зубной пастой и щеткой: «Передвигаюсь налегке»).
- Что это вы, Дмитрий, в Тверь на электричке собрались - кризис?
- Это все равно что сказать: москвичи ездят на метро из-за кризиса. Хотя нормальные люди обычно передвигаются на том транспорте, на каком удобно.
- «Нормальные», может быть, на самом деле ездят на чем придется. Но что-то я ни разу не видел в электричках бизнесменов с многомиллионным состоянием...
- Не считайте богатых людей шизофрениками. Многие из них покупают продукты в «Ашане», а по Москве передвигаются на метро. Девяносто процентов офисного планктона, который нужно гнать поганой метлой с любой работы, стремится к этому фетишу - машине, - благоговейно произносит Потапенко, закатывая глаза.
- У вас что, машины нет?
- И не одна - пять. Но вопрос в другом: зачем? Если разговор о престиже, то мы возвращаемся к мысли о шизофрении. С другой стороны, представьте, что вы купили «Ламборджини». Живете в поселке, где она есть у всех. Внимание, вопрос: вы выеживаетесь тем, что обзавелись «Ламборджини»?
- Нет, если в этом поселке она стоит в каждом дворе...
- Правильно. И другое дело, если выбираетесь на дорогу общего пользования, а рядом «шестерки» и «восьмерки»... Тот человек, который считает, что перед ним на «Ламборджини» выеживаются, всего лишь лох. У него комплекс неполноценности. А мне все это по барабану. Я и на метро могу ездить. - Из кармана рубашки Потапенко вытаскивает проездной на 60 поездок. - В Тверь на электричке мотаюсь 2 - 3 раза в месяц, когда там проходит заседание совета директоров одной из торговых сетей. Четыре-пять перелетов-переездов в неделю. Я так работаю всегда.
«РАБОТЯГИ ХОТЕЛИ МНЕ МОРДУ НАБИТЬ»
- Как кризис повлиял на работу ваших предприятий?
- Спрос рухнул. Продажи в наших торговых сетях упали в среднем на 16%. К кризису мы начали готовиться загодя, с мая прошлого года. С тех пор в зависимости от сети и региона сократили персонал на 40%, ассортимент - на 15 - 60%, площадь магазинов - на 5 - 40%. Пришлось лишить топ-менеджеров бонусов. Это еще примерно 0,5% от общего оборота сетей. В результате мы не только не ушли в убыток, но и значительно увеличили прибыль. А с 1 ноября сократим еще 10% персонала. Но в целом нынешний кризис ужаса на меня не наводит.
- Бывало страшнее?
- В 1998 году я - молодой хлыщ в жилетке - возглавил фабрику «Сходня-Мебель». К тому моменту работникам предприятия не выплачивали зарплату уже 8 месяцев. А мне надо наладить производство - за два месяца уволил почти 1,5 тысячи сотрудников.
- Вам в спину не плевали?
- Работяги первым делом хотели морду набить. Но это сложно. К тому же я знаю, что нужно человеку, умею улаживать конфликты.
- Ну и что нужно человеку?
- Деньги и возможность трудоустроиться впоследствии. Бузотерство до добра не доводит. Ну покипешевал человек, проел выходное пособие. А дальше что? Потенциальный работодатель скажет: «Зачем мне этот урод, который не работал, а качал права?!» Трудоустроиться будет непросто.
- Почему руководство других торговых сетей сейчас жалуется на убытки?
- Потому что до последнего времени фигово работали. Головой начали думать, лишь когда кризис пришел. Устанавливают цели, сокращают издержки на бизнес-процессы. До кризиса многие бизнес имели, чтобы перед бабами покрасоваться.
РАБОТНИКИ АВТОВАЗА НЕ ВИНОВАТЫ
- Странно получается. Кризис зародился в Америке, а, судя по темпам падения экономики, ударил в первую очередь по России... Почему?
- До начала кризиса на нашем дохлом фондовом рынке играли западные ребята. Когда у них возникли свои проблемы, сказали: «Мы пошли, жены сказали - верни деньги домой». И тут выяснилось, что российского фондового рынка не существует. Да нет никакого кризиса в России! Если мы 20 лет ни фига экономику не строили, а все занимались «администрированием», то чего вы хотите? Кто из государственных мужей ответил за АвтоВАЗ в том виде, в котором он до сих пор существует? Никто. А бабки в него вкачиваются колоссальные. И будут вкачивать, потому что предприятие со-ци-аль-но зна-чи-мое, - выговаривает по слогам бизнесмен. - Работники АвтоВАЗа, конечно, не виноваты, что производят такие машины. Виноват тот, кто отвечает за автомобильную промышленность в целом.
- Как будем выходить из кризиса?
- Через псевдонационализацию.
- А это еще что такое?
- Иногда осознанно создается негативный образ какого-то определенного бизнеса. А потом этот бизнес чиновники и силовики переводят под себя или под нужных людей. У коммерсантов останется только шелупонь из мелких предприятий. Крупняк отойдет мэрам, высоким чиновникам или их приближенным - одним словом, государству.
- Это даже коррупцией не назовешь...
- Я вам сейчас расскажу про коррупцию. На днях глава Следственного комитета Бастрыкин заявил, что если сажать чиновников нынешними темпами, то работать будет некому. То есть в открытую сказал: коррупцию побороть нельзя. Я считаю, что бороться с коррупцией в этой стране невозможно. Коррупция - это квинтэссенция власти.
Граждане и бизнесмены в России нарушают закон не потому, что хотят его нарушать. А потому, что законы осознанно написаны так, что не нарушить вы не можете.
- А точно без взяток не обойтись?
- Попробуйте открыть магазин или ресторан. Вас ждут 33 контролирующих органа и около 600 подзаконных актов. Точка заработает в лучшем случае через 9, а обычно через 14 месяцев с начала оформления документов. На протяжении этого времени необходимо платить арендную ставку за помещение, зарплату сотрудникам. А бизнесмена еще и обвинят: чего это он жалуется - бизнес-то у него все равно выгодный...
- А что, невыгодный, что ли? Это же не секрет, что торговая надбавка на товар порой достигает 100%.
- Мы так до фига зарабатываем, что от доходов карманы ломятся! - иронизирует Потапенко. - Хотя если почитать отчетность крупнейших ритейлеров, проверенную зарубежными компаниями, то увидим: чистая прибыль не превышает 1,5 - 2%.
- Вы же не побираетесь. - Показываю на дорогие часы на руке Потапенко.
- Основная часть моего бизнеса - это продовольственные магазины и недорогие рестораны вроде столовок. Зарабатываю не на наценке, а на количестве обслуженных клиентов.
ЗАКОН «О ТОРГОВЛЕ» ТОЛКАЕТ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ
- Чиновники совместно с сенаторами и депутатами Госдумы продвигают новый закон «О торговле». Документ снизит уровень цен в магазинах?
- Основное новшество: закон вводит еще одну контролирующую организацию - Федеральную антимонопольную службу. Когда в Америке цены на горючее прыгали вслед за ценами на нефть, в России литр бензина как стоил 20 рублей, так и стоит. ФАС проводил проверки, выписал штрафы. Что, цена на бензин упала?
- В законе имеется любопытный пункт. При входе в торговую сеть с производителя будут драть не 15 бонусов, как сейчас, а всего один. Цены должны пойти вниз.
- Не пойдут. Производитель просто не будет входить в торговую сеть. Представьте ситуацию. Вы - торговец. На полку размером метр двадцать претендуют 70 производителей с товарной линейкой в 100 наименований у каждого. Итого семь тысяч позиций. А вам из них нужно выбрать всего 60. Как вы лично решите эту проблему?
- Возьму марки, которые на слуху, - высказываю первое же пришедшее на ум соображение.
- Хорошо, сработала реклама. А если товар одинаковый - все рекламируются, а качество одинаково плохое?
- Не знаю...
- Нынешние бонусы - это аукционная ставка. Кто больше заплатил из производителей, тот и пробился на полку магазина. Деньги официально проходили через счета, облагались налогом. Теперь говорят: «Нет, ребята, это неправильно». Да не вопрос - платежи уйдут в тень.
- То есть проблема будет решаться взяткой торговцу?
- А как по-другому? Человек производит носки, велосипеды или молоко. Товар аналогичен уже имеющемуся на рынке. Что делать? Производитель сам достанет из кармана деньги, но это будет уже взятка.
- Что же делать?
- К проблеме необходимо подходить с другой стороны. Количество производственных мощностей в мире в 150 раз превышает необходимое к потреблению. Налицо кризис перепроизводства. Только во Франции, к примеру, государство не борется с сетями, а доплачивает производителям, чтобы они не вырабатывали лишнего. В этом случае все не внакладе. А мы делаем диаметрально противоположное. Поднимаем ввозные пошлины, «защищаем отечественного товаропроизводителя», выкручиваем руки торговым сетям...
В РОССИИ НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕСТО ГРУЗЧИКА
- В Европе цены падают, а у нас они растут...
- Растут из-за увеличения издержек. Напомню, в начале 2009 года каждый из нас - скажем, «простой человек» - молча заглотнул подорожание «коммуналки» на 30%. Естественно, это сказалось на расходах всего бизнеса.
- Еще недавно низкую зарплату россиян называли нашим конкурентным преимуществом перед Западом...
- Посмотрите объявления - москвичи хотят оклады от 1000 евро. Но даже в Европе нормальная зарплата скромнее. К примеру, среднестатистические болгарин или чех получают около 400 евро. В розничной торговле и в ресторанном бизнесе по всему миру работают гастарбайтеры. Во французском «Симпле» (сеть «Ашан») на кассе сидят вьетнамцы, которые в лучшем случае владеют несколькими фразами на французском. На кассе «Уол-Март» в Америке работают мексиканцы. А у нас говорят: нельзя, чтобы грузчик был таджиком. Но у нас нет конкуренции за место грузчика .
- Хорошо, в Москве и Питере народ на самом деле отвык от тяжелой работы, а в регионах?
- В Твери, куда мы едем, обнулили все квоты на иностранцев, то есть я не могу их взять на работу. Раньше у меня работали узбеки за 8 тысяч, и они ра-бо-та-ли, - по слогам чеканит Потапенко. - Сейчас за 14 тысяч не работают тверичане. Знают, что они незаменимы, и просто квасят.
Низшие должности должны занимать люди без образования, с низкими потребностями, но никак не местные граждане. Это международная тенденция. Замена советского слова «лимитчик» на «гастарбайтер» проблемы не решила. Тогда по лимиту набирали, и сейчас должен быть лимит. Горожане в дворники не пойдут.
- Насколько велика роль сетевых магазинов в торговле?
- Сети не являются основным каналом доведения продукции до покупателя. В Москве зарегистрировано минимум 15 тысяч розничных точек. Разного формата: палатки, сетевые магазины, еще что-то. В Москве и Подмосковье работают всего 75 сетей - не более 800 магазинов. Итак, 800 магазинов против 17 тысяч. Вопрос: если я производитель, какого фига я лезу в сеть, если существует огромное количество свободных точек?
- Ну и?..
- У 99,9% руководителей производств слово «сбыт» ассоциируется по советской привычке с Госпланом. Они не понимают, что когда производишь товар в промышленном масштабе, то первая задача - не производство, а сбыт. Это основа экономики во всем мире. Но у нас это не работает. Нашего товара нет ни в одной стране мира. И не потому, что его туда не пускают, а потому, что он стоит в три раза дороже аналогов.
- Вы сами производитель, чего же не решите эту проблему хотя бы для себя?
- У меня два производства в разных городах. Но при этом я реально понимаю, из чего произвожу товар. И все из этого производят. Когда кто-то начинает орать: «Я отечественный производитель!» - я предлагаю это доказать без популизма и политики. Чье оборудование используешь? Почему-то импортное. Рабочая сила чья? Таджики. Информационные технологии тоже не российские. Ингредиенты тоже зачастую завозятся из-за границы. Это все равно что называть собранный в России BMW отечественной машиной. Это же в целом применительно ко всей нашей экономике.
Дмитрию Потапенко - Чемпион мира по карате. В конце 80-х - начале 90-х годов трудился санитаром в морге, охранником в казино и телохранителем президента банка «Русский кредит». В 25 лет стал самым молодым вице-президентом в компании «Грюндиг» в странах СНГ и Балтии. Бывший директор торговых сетей «Пятерочка» и «Карусель», фабрики «Сходня-Мебель» и других предприятий.
Сейчас - управляющий партнер Management Development Group Inc., куда входят розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ», ресторанной сети «РесторанчикЪ» и другие предприятия.
В автопарке имеет Mitsubishi Pajero, Lexus и Kia Rio.
Женат, воспитывает двух дочерей.