7 декабря судья Басманного суда Москвы Наталья Дударь вынесла первый приговор по ст.212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), признав Ильдара Дадина виновным и приговорив его к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.
Этот приговор — особо циничное посягательство на права и свободы граждан, оскорбление самой идеи правосудия, даже на фоне других политически мотивированных и незаконных, по нашему мнению, приговоров. Так, два эпизода из вмененных Дадину четырех суть одиночные пикетирования, не нарушавшие даже «драконовское» законодательство РФ о публичных мероприятиях, а один — вообще не связан с участием в таком мероприятии.
Ранее ПЦ «Мемориал» уже охарактеризовал ст.212.1 УК РФ как очевидный инструмент политически мотивированных преследований, антиконституционный и антиправовой по своей природе, поскольку что она
— предусматривает повторное наказание за одно и то же правонарушение;
— ставит наличие состава преступления в зависимость от привлечения лица к административной ответственности, лишая гражданина гарантий, установленных УПК;
— нарушает принцип равенства всех перед законом, устанавливая неоднократность совершения лицом административных правонарушений, являющуюся характеристикой личности правонарушителя в качестве единственного квалифицирующего признака преступления;
— устанавливает ответственность, явно несоразмерную предполагаемой степени общественной опасности правонарушения;
— вопреки международным обязательствам РФ и позиции Европейского суда по правам человека, необоснованно ограничивает свободу мирных собраний.
Примечательно, что в ходе судебного процесса именно Ильдар Дадин, а не обвинение и суд, озвучивал позицию, основанную на Конституции РФ, апеллируя к правам и свободам граждан.
ПЦ «Мемориал» считает любого, привлеченного к ответственности по ст.212.1 УК РФ преследуемым незаконно, по политическим мотивам, а любого лишенного на ее основании свободы — политзаключенным.
Мы требуем немедленного прекращения уголовного преследования Ильдара Дадина, его безусловного освобождения и отмены ст.212.1 российского Уголовного Кодекса.