4 декабря 2015 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по делу № 47143/06 «Роман Захаров против России» (“Roman Zakharov v. Russia”). Большая палата ЕСПЧ признала, что российская система прослушивания мобильных телефонов правоохранительными органами нарушает статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Жалоба была подана в ЕСПЧ 20 октября 2006 года Романом Захаровым, главным редактором журнала «Линия полета» и руководителем регионального центра Фонда Защиты Гласности в Санкт-Петербурге. В Большой палате ЕСПЧ его интересы представляли юристы программы Защита прав человека с использованием международных механизмов ПЦ «Мемориал»
Захаров, пользующийся по работе услугами нескольких сотовых операторов, пожаловался на то, что, в соответствии с неопубликованным указанием российских властей, операторы используют оборудование, которое позволяет сотрудникам ФСБ иметь доступ ко всем телефонным переговорам абонентов без предварительного судебного решения.
Ввиду важности поднятых вопросов с точки зрения толкования Конвенции, ЕСПЧ принял решение передать дело на рассмотрение в Большую палату и назначить слушания по делу, которые состоялись 24 сентября 2014 г. Интересы заявителя на слушаниях в Большой палате ЕСПЧ представляли юристы Правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев и Анастасия Ражикова и юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон), Филипп Лич и Кейт Левин.
ЕСПЧ признал, что российское законодательство, регулирующее прослушивание мобильных телефонов, содержит ряд недостатков, противоречащих Конвенции. В законе недостаточно четко определены категории людей, чьи телефонные переговоры могут прослушиваться. Недостаточно четко прописано, когда прослушивание телефонов должно быть прекращено. Недостаточно четко прописаны сроки уничтожения записей телефонных разговоров. Процедура выдачи разрешений на прослушивание не содержит достаточных гарантий против злоупотреблений и необоснованных прослушиваний. Техническое оборудование спецслужб СОРМ-2 позволяет прослушивать мобильные телефоны без получения разрешения от суда. Правоохранительные органы имеют прямой доступ ко всем мобильным телефонным переговорам. Надзор за прослушиваниями осуществляет Генеральный прокурор, который не является независимым от исполнительной власти. К тому же, прокуратура совмещает в себе функции по уголовному преследованию и по надзору за законностью прослушивания. Механизм судебного обжалования прослушиваний не эффективен в связи с тем, что он доступен только тем, кто может доказать факт прослушивания своих телефонов.
«Постановление требует глубокой реформы системы прослушивания телефонов в России. Решения Европейского Суда обязательны в силу международного права и не могут быть пересмотрены российскими судами, как бы того ни хотелось проигравшим ответчикам. Выход может быть только один: соблюдение права человека на тайну телефонных переговоров, что соответствует и Конституции РФ, и Европейской Конвенции», - сказал Кирилл Коротеев.