Инспекторам ДПС могу разрешить «продувать» водителей на алкоголь без протоколов и понятых. Новые алкотестеры, на закупку которых ГИБДД хочет потратить порядка 168 млн руб., будут показывать только наличие и отсутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. В случае положительного показания прибора гаишники будут обязаны провести уже обычное медосвидетельствование с соблюдением всех предусмотренных законом формальностей.
В ГИБДД предлагают разрешить инспекторам ДПС проводить экспресс-тесты на алкогольное опьянение водителей не только в ходе профилактических рейдов, но и при обычных проверках на дорогах.Такие полномочия, по мнению ведомства, приведут к сокращению времени на определение трезвости автомобилиста и позволят проверять большее число водителей. Соответствующий проект поправок был размещен на портале regulation.gov.ru.
Сейчас инспектор ДПС может оценивать трезвость водителя по таким признакам, как нарушение речи и координации, а также наличие перегара. В ГИБДД предлагают дополнить этот перечень «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством» еще одним признаком — «показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе». Положительные показания прибора будут являться достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения и, как следствие, поводом для проведения уже обычного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
При таком первичном тесте количественный показатель паров алкоголя выявляться не будет — прибор просто покажет с помощью индикатора, есть ли эти пары в выдыхаемом водителем воздухе или нет.
Соответственно, такая проверка будет проводиться без составления протоколов, без понятых и фиксации процесса на видеокамеру.
«Технические средства индикации позволят выявлять водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в случаях неочевидного наличия у них признаков опьянения», — отмечают авторы законопроекта.
Также в ГИБДД полагают, что это позволит исключить субъективный подход полицейских в оценке состояния водителей и снизить число конфликтных ситуаций между инспекторами и водителями.
Ранее, на стадии разработки этого законопроекта, представитель ГУОБДД Александр Быков пояснял, что на практике инспектору бывает сложно визуально правильно оценить состояние водителя. «Инспектор не врач, поэтому в медицинских признаках, например в причинах покраснения лица, ему сложно разобраться», — отмечал он.
Наконец, новые полномочия позволят проверять больше водителей на наличие у них признаков состояния опьянения не только в ходе спецмероприятий, но и в ежедневном режиме.
Водитель сможет отказаться от проведения экспресс-теста — никаких санкций за это не предусмотрено. Однако не исключено, что нежелание подуть в алкотестер инспектора насторожит и он решит провести полноценное медосвидетельствование водителя
В ГИБДД подсчитали, что при средней стоимости прибора, которая, по данным ведомства, составляет 7 тыс. руб., оснащение всех патрульных автомобилей ДПС (24 тыс. машин) обойдется государственному бюджету в 168 млн руб.
Эксперты поясняют, что те устройства, которыми гаишники пользуются сейчас, вполне можно использовать и для первичного теста. «Сегодня у инспекторов есть профессиональное оборудование, которое можно использовать и в режиме, о котором речь идет в постановлении, — рассказал «Газете.Ru» методист компании «Алкотектор» Татьяна Киппер. — Такие устройства хороши для первичных проверок, например, тем, что вносят результаты тестирования в память. Если инспектор отпустил водителя, то потом можно проверить, что ему показал прибор».
Собеседница отмечает, что за указанную в документе сумму — 7 тыс. руб. — ГИБДД едва ли сможет приобрести сигнализаторы паров этанола, входящие в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.
«Скорее всего, за эти деньги можно купить лишь алкотестер, который никем не проверялся на предмет того, что именно он выявляет и с какой погрешностью,
— говорит Киппер. — Такие устройства могут допускать большое количество как ложноположительных, так и ложноотрицательных показаний».
Критике предложение ГИБДД подвергает и замглавы Общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин, по мнению которого, принятие поправок приведет к узакониванию коррупционного механизма непривлечения пьяных водителей к ответственности.
«Сегодня у большинства гаишников в кармане и так лежит левый китайский алкотестер,
— рассказал «Газете.Ru» Травин. — Работают инспекторы так: останавливают водителя и предлагают дунуть именно в этот прибор. Умные автомобилисты, конечно, просят достать нормальный алкотестер, привести двух понятых и выдать им распечатку результатов проверки.
Но гаишники несогласных водителей начинают пугать тем, что если официальный прибор покажет наличие алкоголя, то данные будут занесены в память, и решить вопрос в обход закона уже не выйдет.
Многие пугаются: а вдруг после вчерашней бутылки пива что-то осталось, и соглашаются подуть в левый алкотестер, который, конечно же, покажет опьянение водителя. Ежедневно на дорогах происходят тысячи таких случаев. Получается, что ГИБДД этот преступный механизм предлагает узаконить».