Правительство внедряет уголовную ответственность за уклонение от уплаты пенсионных и иных страховых взносов во внебюджетные фонды. Работодателям будет грозить лишение свободы до семи лет. Речь идет о неуплате взносов, учтенных в официальной отчетности предприятий. Однако внедряемые поправки в Уголовный кодекс добавляют в существующий перечень преступлений уклонение от уплаты взносов в том числе путем занижения базы для их начисления, то есть официальной зарплаты.
Госдума планирует рассмотреть в весеннюю сессию 2016 года правительственный законопроект об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
Это взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонды социального и обязательного медицинского страхования. Законопроект вносит поправки в ту часть Уголовного кодекса (УК), которая касается неуплаты налогов, а также в Уголовно-процессуальный кодекс.
Ответственность за неуплату взносов будет распространяться на индивидуальных предпринимателей и на собственников, руководителей либо иных лиц, выполняющих управленческие функции в организациях.
Так, за сокрытие в крупном размере денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (задолженности) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, нарушителей будут наказывать не только штрафами или принудительными работами, но и лишением свободы на срок до трех лет. В случае деяния, совершенного в особо крупном размере, – на срок до семи лет.
Далее проект внедряет в УК две абсолютно новые статьи. Одна распространяется на индивидуальных предпринимателей: она предполагает, что за уклонение от уплаты страховых взносов нарушителей нужно наказывать штрафами, принудительными работами, если деяние совершено в крупном размере. А если в особо крупном – тогда нарушителей можно будет лишать свободы на срок до года.
В качестве примера: особо крупный размер в этой статье – «сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности, либо превышающая 9 млн руб». Крупные и особо крупные размеры деяний варьируются в зависимости от статьи.
Проект уточняет: если лицо совершает преступление впервые и полностью уплачивает недоимки и штрафы, тогда оно освобождается от уголовной ответственности.
В пресс-службе ПФР убеждают, что речь идет не о наказаниях за выплату зарплат в конвертах, а лишь об ответственности за неуплату тех взносов, которые отражаются в официальных отчетностях предприятий.
«ПФР как администратор страховых взносов в систему обязательного и пенсионного страхования имеет достаточно полномочий для выявления подобных нарушений. Собственно, речь идет о взыскании тех сумм, которые мы «видим» по нашей системе администрирования», – говорят в ПФР. Эти суммы появляются в системе администрирования на основании отчетов от работодателей.
Но и внутри официальной отчетности могут происходить сокрытия, когда на расчетные счета конкретных работников от работодателей по разным причинам не поступают суммы, указанные в официальных отчетах. В пресс-службе ПФР уточняют: «Неплательщики часто встречаются, например, в сфере ЖКХ».
В ПФР подчеркивают, что предлагаемая законопроектом уголовная ответственность «в первую очередь касается крупных должников». В этой мере нет ничего сенсационного, ведь «она аналогична уже существующей норме действующего законодательства, предусматривающей уголовную ответственность за неуплату налогов».
Правда, при желании следствие легко может трактовать выплату серых зарплат как повод завести уголовное дело. Новый состав преступления сформулирован так: «Уклонение путем занижения базы для начисления страховых взносов». «Базу» можно трактовать как общую зарплату с ее белой и серой частью.
Из законопроекта следует, что, как и в случае с неуплатой налогов, возбуждать уголовные дела следователи смогут самостоятельно «до получения из налогового органа или органа контроля за уплатой страховых взносов заключения… при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Напомним, в прошлом году власти разрешили следователям возбуждать уголовные дела, касающиеся неуплаты налогов, без участия налоговых органов.
«Полномочия по возбуждению «налоговых» дел переданы в Следственный комитет России (СКР). Аналогично и тут: СКР будет, наверное, взаимодействовать с ПФР, но решения о возбуждении дел будет принимать самостоятельно», – поясняет партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.
Адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов предупреждает: «Не исключено, что найдутся недобросовестные коррумпированные правоохранители», которые воспользуются ситуацией и будут использовать новую статью, чтобы «кошмарить» бизнес и помогать предпринимателям избавляться от конкурентов».
Хотя некоторые в этом сомневаются. «Нормы права, предусматривающие уголовную ответственность за неуплату налогов, существуют в УК РФ давно, – говорит юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист» Павел Куркин. – И много ли лиц следователи привлекли по своему усмотрению?»