Единый дальневосточный перевозчик - авиакомпания «Аврора», монополизировавшая региональные авиаперевозки в субъектах ДФО, продолжает «высасывать» миллионы из дефицитной казны Приморья. Власти региона идут перевозчику на встречу — закупают для него самолеты и платят за их обслуживание, в то время как родная компания края «Владивосток-Авиа» еще полгода будет ждать решения суда по делу о своем банкротстве, сообщает корреспондент Vostok.Today.
По информации, которую не раз озвучивал губернатор Приморья Владимир Миклушевский, только за 2014 год в рамках региональной программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы» было закуплено два канадских самолета DHC 6 SERIES 400. Поставщиком этих самолетов было выбрано московское ООО «Авиационная корпорация «Витязь», хотя его конкурсный оппонент - ЗАО «Уктус-Авиа» из Екатеринбурга, предлагал отвечающие всем запросам заказчика самолеты почти на 123 миллиона дешевле. А Хабаровский край в мае 2014 года закупил самолеты с аналогичными характеристиками Let L-410 Turbolet чешского производства всего за 185 миллионов рублей. В итоге, воздушные судна для краевых перевозок бюджету Приморья обошлись в 673,3 миллиона рублей.
Останавливаться на достигнутом власти Приморья не захотели, и планируют вкладывать новые бюджетные миллионы в покупку самолетов для оператора региональных перевозок — авиакомпании «Аврора», и в дальнейшем. При этом сама компания получила порядка 166 миллионов рублей на содержание и техническое обслуживание приморских самолетов. Причем в соответствующих тендерах КГУАП «Пластун-Авиа» принять участие не захотел никто, кроме дальневосточной «дочки» «Аэрофлота».
В процессе работы с авиаперевозчиком возникла еще одна статья расходов — субсидии, благодаря которым билеты из Владивостока в Терней могут себе позволить все жители Приморья. По решению главы региона дотации в 2014 году были увеличены почти в пять раз – с 80 до 345 миллионов рублей. В авиакомпании и администрации Приморья уверены — субсидирование есть единственный способ сохранения низких билетов на авиаперелеты между районами края.
Таким образом «доит» «Аврора» не только Приморье, но и свою родную Сахалинскую область, которой принадлежит 49% акций авиакомпании. Так, буквально 9 ноября 2015 года депутаты области приняли поправки в закон о бюджете, согласно которым «Аврора» получит более 3 миллиардов рублей на закупку двух самолетов повышенной комфортности DHC-8-400. По мнению властей, обновление авиапарка поможет снизить издержки перевозчика, что позволит снизить объем региональных субсидий в 2016 году более чем на 100 миллионов рублей. А для области такое сокращение расходов может быть очень нужным, так как только в 2013 году региональное правительство на эти цели выделило 579 миллионов рублей.
При этом отстраненный от должности губернатора области Александр Хорошавин во время своего правления пытался с авиаперевозчиком наладить более жесткий разговор. Так, в январе 2015 года он потребовал от «Авроры» еще передачи 2%, то есть фактически — контрольного пакета акций, в пользу области. Только на этом условии экс-губернатор был готов тратить бюджетные деньги на самолеты авиаперевозчика в том случае, если их покупку «не осилит» «Аэрофлот». Однако вскоре губернатор был снят с должности, а новый глава области, теперь уже ясно, идет на контакт с «Авророй» без лишних вопросов и условий.
Интересно, однако, что акции дальневосточного авиаперевозчика до сих пор интересуют только Сахалин, при том, что во время создания ОАО «Авиакомпания «Аврора» предполагалась передача 49% акций во владение всем регионам Дальнего Востока, на территории которых бы работала компания. Другие регионы, в частности Приморье и Амурская область, сначала проявляли интерес к такому приобретению, но до сих пор не выкупили ни 1% акций, хотя представители авиакомпании утверждают, что все еще ведут переговоры с властями.
Многие регионы и вовсе отказались от услуг «Авроры» по обслуживанию внутренних рейсов. Так, на Камчатке подсчитали, что местное ГУП «Камчатское авиапредприятие» с действующим авиапарком, обойдется региону дешевле, чем сотрудничество с сахалинским перевозчиком. И, хотя многие эксперты считали это обычным «торгом» с «Аэрофлотом», до сих пор на рынок внутреригиональных перевозок «Аврору» пустили только на Сахалине и в Приморье.
В последнем, кстати, отдали предпочтение сахалинскому перевозчику даже на фоне затянувшегося дела о банкротстве родной для Приморского края «Владивосток-Авиа», 52,16% акций которой принадлежат все той же «Авроре».
На данный момент сформированная кредиторская задолженность приморского перевозчика составляет чуть больше 9 миллиардов рублей с учетом пени и санкций, однако на начальном этапе в иске миноритарного акционера ООО «Аэро-Груз» говорилось о долге в размере 3,5 миллиона рублей. Тогда помочь родной авиакомпании власти Приморья не решились.
Сахалин же, хоть и вынужден тратить миллионы на развитие аэрофлотовской «дочки», имеет отличный повод не сильно рефлексировать по этому поводу, ведь компания, зарегистрированная на территории области, исправно платит налоги в региональный бюджет и приносит неплохой доход. Так, даже с учетом дополнительных трат на самолеты и развитие сельского хозяйства, бюджет Сахалинской области остается в профиците на 33,6 миллиардов рублей. Бюджет Приморья же продолжает находится в глубоком дефиците: недостает казне 5,24 миллиардов рублей.
Не устраивают многих и выполняемые «Авророй» межрегиональные перевозки. Так, билет из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и обратно здесь стоит минимум 29 тысяч рублей, что дороже билета в Москву, Гонг-Конг или Пекин. И таких «дешевых» билетов на каждый рейс выделяется строго ограниченное количество. Однако в отсутствии выбора, жители дальневосточных регионов вынуждены пользоваться услугами сахалинского перевозчика.
Такая ситуация, как выяснилось, беспокоит и депутатов Госдумы. Буквально 16 ноября 2015 года Первый зампред Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов (фракция ЛДПР) обратился к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением о создании на Дальнем Востоке отдельной лоукост-авиакомпании с доступными тарифами, которая могла бы составить конкуренцию «Аэрофлоту» и его дочке после ухода с рынка «Трансаэро». Депутат уверен, что пример «Победы», которая предлагает авиаперелеты из Москвы в Крым за 1 000 рублей, показателен, и такая модель дешевого авиаперевозчика с низким уровнем сервиса отлично подойдет для Дальнего Востока, жители которого, в большинстве своем, не отличаются особым благосостоянием.
Пока депутатские мечты о дальневосточном лоукостере остаются мечтами, однако первые «звоночки» для «Аэрофлота» и «Авроры» есть: российская авиакомпания «ЮТэйр» с 17 ноября начала выполнять регулярные рейсы «Владивосток—Москва», а значит уже отняла часть традиционного аэрофлотовского «пирога». Наступит ли «на хвост» сахалинскому перевозчику, требующему все новых денежных вливаний от дальневосточных регионов, уральский авиагигант, теперь являющийся вторым по пассажирообороту в России, не известно. Однако очевидно, что новые соглашения с «ЮТэйр» заставят нервничать всю семью «Аэрофлота», а также сделают авиаперелеты по Дальнему Востоку и России доступнее для жителей региона.