1 сентября 2015 года на территории России вступили в силу поправки в законы «О персональных данных», «Об информации...» и другие, которые обязывают компании хранить и обрабатывать данные россиян на территории России. Роскомнадзор, ответственный за проверку исполнения закона, ранее сообщал, что иностранные компании будут затронуты только со следующего года, да и ряд крупных сервисов не попадет в поле интереса ведомства. Однако один крупный сайт все-таки заинтересовал чиновников.

Проверок будет больше
В 2016 году Роскомнадзор увеличит число проверок компаний, работающих с персональными данными своих клиентов, пообещал руководитель ведомства Александр Жаров. Проверяться будут, по его словам, социальные сети, финансовые институты, интернет-магазины и другие сервисные компании, которые пересылают данные через границу. Рано или поздно очередь дойдет и до сервиса Twitter, который недавно изменил пользовательское соглашение и теперь, по мнению Жарова, тоже использует персональные данные россиян.

Facebook и Twitter
Раньше Роскомнадзор, в отличие от того же Facebook, даже не включал Twitter в список операторов персональных данных, но сейчас поменял мнение. Жаров поясняет, что новое пользовательское соглашение включает в себя «набор метаданных, которые Роскомнадзор трактует как персональные. Приложение, из которого пользователь отправляет сообщение, язык, страна, часовой пояс, данные GPS — все это теперь собирает Twitter.

"Рано или поздно Facebook и Twitter будут проверены"

Александр Жаров, глава Роскомнадзора

«Обе соцсети [Facebook и Twitter] проинформированы о том, что Роскомнадзор считает, что они обрабатывают данные россиян. Это следует из сути их пользовательских соглашений. Рано или поздно они будут проверены», — заявил Александр Жаров. Пока в ведомстве не уточняют, нагрянут ли они с проверкой в Facebook и Twitter в следующем году. Наверняка это станет известно только в декабре, когда будет обнародован список плановых проверок на 2016 год.

Персональные данные
Напомним, под персональными имеются в виду все данные о российских гражданах, которые используются при регистрации на сайтах, совершении покупок в сети, пересылке почтовых сообщений и т. п. Закон их трактует как «любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу».

 

Планы
Роскомнадзор неоднократно говорил, что проверять исполнение новых требований будут сначала в банках, страховых компаниях, сервисах бронирования гостиниц и других, где есть так называемая «чувствительная» информация о пользователях (паспортные данные, сведения о денежных переводах и т.д.). Теперь же список стал куда обширнее, а наличие в нем соцсетей дает понять, что у Facebook и Twitter все-таки велики шансы попасть в следующем году в число компаний на проверку.

Однако по признанию представителя ведомства Вадима Ампелонского, Роскомнадзор вряд ли сможет проверить, исполняют ли закон зарубежные интернет-ресурсы. У Facebook нет офиса в России, а офис Google выполняет исключительно маркетинговые функции – провести «обычные проверочные мероприятия» в отношении таких компаний нельзя. Сами же компании с радостью рассказывают о переносе данных россиян на территорию РФ: некоторые американские компании уже подчинились законам, Viber недавно объявил о переезде в российские дата-центры, об аналогичных действиях заявила и корейская Samsung. А вот Google, Facebook и Twitter пока не столь разговорчивы.