Министры публично демонстрируют заботу о бездомных сиротах. Тогда как на самом деле бесквартирных детдомовцев с каждым годом становится все больше. С 2011 по 2015 год численность бездомных сирот в стране выросла с 70 тыс. до 128 тыс. человек. По закону каждый сирота в РФ после 18 лет должен получить отдельное жилье. Но статистика показывает, что чиновники в РФ превращают десятки тысяч совершеннолетних сирот в настоящих бомжей. Вчера вице-премьер Ольга Голодец признала, что многие сироты вопреки закону остаются без жилья. И правительство, судя по всему, не собирается решать эту проблему, поскольку субсидии на жилье для детдомовцев в бюджете-2016 планируется сократить.
За последние три года количество зарегистрированных в РФ сирот сократилось на 45 тыс. человек, сообщила вчера Ольга Голодец. «Когда работа только начиналась (в 2012 году), в банке данных состояло 119 тыс. детей. По состоянию на вчерашний день цифра составляет 73 575 детей, эта цифра немаленькая, но представляете, какой путь был пройден за это время», – заметила она на Всероссийском форуме приемных детей.
Несмотря на сокращение числа детей, оставшихся без родителей, ситуация с исполнением их прав зачастую далеко не столь хороша. Так, на сегодняшний день российским регионам не хватает средств для того, чтобы полностью обеспечить жильем детей-сирот. «Очень остро стоит вопрос. То есть эта проблема есть буквально для всех регионов. Дело в том, что у нас сегодня по закону право (на жилье) имеют не только те, кто оканчивает учебные заведения, но и абсолютно все сироты – вне зависимости от того, когда они вступили во взрослую жизнь», – объяснила Голодец. И напомнила, что по закону каждый регион обязан обеспечить всех сирот жильем. «И, в общем, ресурсов на сегодняшний день не хватает», – признала вице-премьер.
При этом нельзя сказать, что проблема с обеспечением детей-сирот появилась недавно. Например, по итогам 2011 года, согласно данным Счетной палаты (СП), только 23,8% детей-сирот были обеспечены жилплощадью. Права же более 70 тыс. сирот, как следует из материалов СП, были грубо нарушены. И даже из тех 20 тыс. человек, кто все же получил положенные квадратные метры, большинство добилось этого через суд. «Например, только на основании решения суда предоставлялось жилье в 2011 году в Кабардино-Балкарии. То есть никто из детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья и не обратившихся в суд, не был обеспечен жилым помещением», – подчеркивается в отчете СП.
И спустя несколько лет ситуация с обеспечением жильем детей, оставшихся без попечения родителей, значительно ухудшилась. В частности, по итогам 2014 года очередь из детей-сирот, не обеспеченных жильем к моменту окончания школы, достигла 122 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 40%.
Заметим, численность сирот-бомжей по вине государства росла в относительно благополучные годы, когда федеральный бюджет не испытывал особых проблем. Но после падения нефтяных цен картина может сильно измениться. В последнем варианте проекта бюджета-2016 предполагается сократить субсидии на жилье сиротам по сравнению с летними бюджетными проектировками.
В Госдуму уже внесен проект федерального бюджета на 2016 год, согласно которому предлагается серьезно сэкономить в том числе и на расходах для детей. В частности, в документе предлагается уменьшить расходы на финансирование дошкольного образования, поддержку многодетных семей и выделение жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Финансирование же ряда оздоровительных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по проекту бюджета и вовсе предлагается упразднить. «С 2015 года прекращено софинансирование оздоровительных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2016 года предлагается уменьшить объем ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», – поясняла глава комитета Госдумы по делам семьи Ольга Епифанова.
В итоге по проекту бюджета общие расходы на обеспечение жильем сирот в следующем году составят около 6,6 млрд руб. Что меньше даже по сравнению с летними проектировками основного финансового документа страны. Еще в июле на эти цели предполагалось выделить бюджетам субъектов РФ около 7,16 млрд руб. в 2016 году, 7,1 млрд руб. в 2017 году и почти 7,4 млрд руб. в 2018 году.
В целом же предусмотренные расходы по статье «Семейно-детский бюджет» по сравнению с прошлым годом будут снижены на 70 млрд руб. и составят 480 млрд руб., подчеркивала Епифанова. Более чем на 30 млрд руб. в следующем году сократятся и траты на материнский капитал из федерального бюджета «в связи с уточнением численности получателей», продолжала депутат. В результате, замечала Епифанова, впервые за всю историю существования размер материнского капитала не будет проиндексирован.
То есть, с одной стороны, в правительстве сокрушаются по поводу нехватки средств для предоставления жилья сиротам, а с другой – сознательно идут на сокращение этих средств.
Федеральный бюджет 2016 года направлен в том числе и на сдерживание расходов в соцсфере, сообщали ранее экономисты Института Гайдара в «Оперативном мониторинге экономической ситуации в России». «Только с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 6,4% в реальном выражении вырастут лишь расходы на национальную экономику, по всем же остальным разделам расходы в реальном выражении сократятся», – предупреждали они.
Тем не менее экономия на соцсфере может быть чревата серьезными последствиями в будущем, замечают эксперты «НГ». «Cокращение программы по обустройству сирот может внести свой вклад в повышение преступности и служить сигналом о новых сокращениях», – предполагает первый зампредседателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов.
«Бюджет сейчас находится под давлением. И понятно, что бюджетные обязательства будут урезаться, и здесь главный приоритет для властей – индексация зарплат и пенсий, потому что она непосредственным образом влияет на общественное мнение и служит индикатором социальных настроений», – замечает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. Следовательно, продолжает он, проблемы детей-сирот будут перенесены на региональный уровень. «Крупные социальные выплаты будут постепенно уменьшаться до возобновления экономического роста», – предполагает эксперт. Не исключено, что выделение жилья сиротам чиновники попытаются заменить разовой денежной компенсацией.
«Обеспечение детей-сирот жильем – это обязательная статья расходов для современного демократического государства», – считает управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин. Уклониться от подобных социальных функций государство не может. Но последствия нынешнего сокращения соцрасходов неизбежно проявятся. Через три–пять лет в результате совокупности сокращений финансирования медицины, образования и снижения уровня социальной ответственности мы можем оказаться в другой социальной реальности, предупреждают эксперты. Это грозит, в частности, локальными вспышками преступности, появлением новых депрессивных территорий в городах и т.п.