В Санкт-Петербурге на Марсовом поле состоялся массовый пикет сотрудников испытывающей проблемы авиакомпании "Трансаэро".
Пилоты и бортпроводники пришли на акцию в форме. Красивые подтянутые мужчины в фуражках и элегантные девушки с повязанными набок шейными платками просили, чтобы у них не забирали небо, а у их пассажиров – возможность выбирать и путешествовать более удобными маршрутами и за меньшую плату.
"Минтранс добивает Трансаэро!", "Герман Греф не услышал 145 тыс. человек", "Против банкротства! За сохранение рабочих мест!" - гласили плакаты, которые держали в руках пикетчики.
Мероприятие было согласовано на 50 участников. Организаторы акции хотели привлечь внимание властей сразу к нескольким проблемам, которые возникли в связи с приостановлением полетов компании.
Они критиковали меры, предпринятые для сохранения авиаперевозчика, выражали опасения относительно будущего российской авиации и трудоустройства персонала - а это, по данным самих сотрудников, порядка 12 тысяч человек по всей России, в том числе примерно 500 - в Петербурге, где зарегистрирован авиаперевозчик.
Люди жаловались, что прозвучавшие громкие заявления о том, что им помогут найти новую работу, так и остались словами. И все, что им теперь остается – это уезжать в столицу: в Петербурге для них работы нет.
"Мы подписали приказ о вынужденном простое предприятия, - обрисовала ситуацию вокруг "Трансаэро" одна из организаторов акции, бортпроводник Наталья Иванова. - Это означает, что авиакомпания не летает, мы не выходим на работу, но числимся в оплачиваемом отпуске. Оплачиваемый он, правда, лишь частично, и кто нам его оплачивает, мы не понимаем, потому что даже не знаем, кто мы сейчас – "Аэрофлот" или нет. Каждый день что-то меняется, каждый день появляются новости".
Есть работа?
Вести, которыми обмениваются сотрудники компании в специально созданной группе в социальной сети, касаются будущего трудоустройства пилотов и бортпроводников. Например, люди обсуждают широко растиражированную СМИ новость о том, что их, якобы, трудоустроит "Сбербанк". "Это смешно, у нас нет экономического образования, что мы будем там делать?" - удивляются они.
"Нам всем звонят из департамента соцзащиты, рекомендуют встать на местную биржу труда. Это больше похоже на имитацию заботы, ведь люди и так знают, что они могут пойти на биржу. Поэтому в чем заключается помощь – непонятно. Так же, как и предложение поработать в "Сбербанке": это те вакансии, которые есть в открытом доступе. Человек и так может позвонить в "Сбербанк", в автобусный парк, устроиться контролером... Так, галочку поставили", - комментируют собравшиеся. При этом они подчеркивают, что не были уволены, и их трудовые книжки по-прежнему находятся в Москве.
"Когда мне позвонили из центра занятости, из Москвы, сказать, чтобы я вставала на учет на биржу труда, разговор был быстрый, и сразу же после моих вопросов бросили трубку", - вспоминает бортпроводница Светлана (называть свою фамилию она не пожелала).
В руках моей собеседницы плакат: "Трансаэро: из декрета - в никуда! Верните рабочие места!" Светлана совсем недавно досрочно вышла из отпуска по уходу за ребенком, чтобы заработать деньги - ее малышу всего год. Она воспитывает его одна. И теперь не понимает, на что ей жить дальше в случае банкротства работодателя. В ее усталых глазах стоят слезы.
"Понимаете, здесь на акции наш сотрудник находится, Леша. У него жена сейчас рожает. Они оба работали в "Трансаэро". И в нашей компании много семей в похожем положении. Даже не знаю, как они теперь будут жить: получается, вся семья останется на улице".
До "Трансаэро", работе в которой Светлана отдала семь лет, она работала в авиакомпании "Россия". Но вернуться туда у нее возможности нет, хотя женщина и получила высшее образование в области перевозок.
"Сейчас там нет набора, и пока не дадут распоряжения, нас туда брать не будут", - считает она.
Все сидят по домам
Уезжать в Москву и увозить туда ребенка, платить крупные суммы за аренду жилья бортпроводница не видит возможности. И в целом к тенденции усиления роли Москвы в качестве неизбежного транспортного узла, через который осуществлялись бы все пассажирские перевозки, относится критически.
"Лететь на Дальний Восток – около восьми часов. Получается, мы должны сначала лететь в Москву, или ехать туда на поезде, тратить силы на то, чтобы с поезда добраться в аэропорт, а потом еще восемь часов лететь на Дальний Восток".
Однако в успех борьбы за сохранение "Трансаэро" женщина уже не верит: "Если правительству надо, оно заберет компанию, вот оно и забрало", - предполагает она.
С грустью смотрит на перспективы компании и Евгений Вагин, командир Boeing 737. Высокий статный мужчина работает пилотом уже 30 лет, из них 8 – в "Трансаэро". Свой последний полет он совершил месяц назад из Екатеринбурга в Сочи, и когда он говорит о небе, его глаза моментально загораются: "Ощущение полета – всегда прекрасно".
Уровень авиакомпании он оценивает на "отлично".
"Я бы никуда не пошел работать, кроме как в "Трансаэро", - говорит он. - Мне нравится эта компания. Здесь и коллектив хороший, и отношения. Соцпакет, может, и отстает от аэрофлотовского, но мне здесь больше нравится, больше душа лежит. Состояние самолетов у нас, я считаю, не хуже, чем у других. Везде, конечно, есть некоторые неполадки, но у нас отличная техническая база, которая следит за состоянием, может быть, даже лучше, чем во всех других компаниях. Просто слышишь и видишь, как техники относятся к подготовке самолета к рейсу – это о многом говорит".
Перебираться в Москву Евгений, у которого в Петербурге живет семья, не хочет, но согласен на вахтовый метод:
"Мы так уже работали, очень много рейсов было из Москвы. Но пока оттуда предложений не было. И москвичи из сотрудников "Трансаэро" пока тоже никуда не устроились – все сидят дома, насколько я владею информацией".
Выступления пикетчиков поддержал и профсоюз аэропорта "Пулково".
"Потеря такого перевозчика для города, для аэропорта, для граждан Санкт-Петербурга, для России – это большая потеря для всей авиационной отрасли, - заявил представитель профсоюза. - Если допустить банкротство "Трансаэро", это сильно скажется и на аэропорту "Пулково", и возможно, даже на четырех тысячах его сотрудников. Это может привести к постепенному уничтожению всей авиационной отрасли: одно потянется за другим".