В целях поддержки печатных СМИ и института подписки Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало утвержденный Экспертным советом по региональным печатным СМИ перечень социально значимых изданий, которые получат скидку при организации подписки. Рассказать о проделанной работе, размере полученной скидки и дальнейших планах в этом направлении PlanetaSMI.RU попросила члена Экспертного совета, председателя Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Вячеслава Керова.
— Вячеслав, в конце октября Минсвязи опубликовало перечень тех социально значимых СМИ, которые получат льготы при проведении Декад подписки во время подписной кампании на первое полугодие будущего года… Знаю, что одним из активных участников в работе по составлению перечня был альянс. Расскажите о проделанной работе.
— Публикация перечня социально значимых СМИ — результат нелегкой многомесячной работы Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ, членом которого я являюсь. Изначально, еще при возникновении данной инициативы, со стороны некоторых экспертов звучали призывы включить в данный перечень исключительно общественно политические СМИ — как региональные, так и федеральные. Однако мы в альянсе посчитали такой подход в корне неверным. Конечно, говоря о поддержке социально значимых СМИ, нужно содействовать изданиям общественной направленности. Но более важной в данном вопросе представляется поддержка изданий, не обладающих столь мощным, как у политических СМИ, рекламным потенциалом. Ведь известно, что реклама — один из основных источников дохода для периодической печати. И на сокращающемся кризисном рынке несут наибольшие потери, а значит — нуждаются в дополнительной поддержке, издания действительно социального толка: детские, научные, образовательные, литературные и т.д. Альянс, членами которого сегодня являются более 130 издателей со всей России, выступил с инициативой о включении в перечень изданий, которые получат скидку при проведении Декад подписки во время подписной кампании на первое полугодие 2016 года именно таких газет и журналов детско-юношеской, научно-просветительской и культурно-образовательной направленности. Наша инициатива нашла поддержку в Минсвязи. Замминистра Алексей Волин активно поддержал эту идею.
В дальнейшем в рамках альянса было создано несколько тематических секций по каждому из указанных выше социально значимых направлений, участие в которых могла принять любая заинтересованная редакция. Участники секций — издатели детской, научной, культурной и проч. периодической литературы, — с благодарностью оценив работу альянса и поддержку Минсвязи, в сжатые сроки собрали и предоставили все необходимые для включения в список данные. В дальнейшем список был представлен на утверждение в Экспертный совет при Минсвязи, а его итоговый вариант вы уже публиковали на «ПланетеСМИ».
— Да, мы отслеживали ситуацию… Вячеслав, так что дало издателям включение в этот перечень?
— Включенные в него печатные СМИ получили скидку 15% на почтовый тариф по приему заказов и доставку подписных тиражей во время проведения Декад подписки. Скидка будет действовать во время проведения всех декад до конца 2015 года на первое полугодие 2016 года, и во время всей подписной кампании (в первом полугодии 2016 года) на второе полугодие 2016 года.
— Даты можете назвать?
— В рамках организации подписки на первое полугодие 2016 года «Почтой России» было запланировано проведение двух Декад подписки: одна уже состоялась с 15 по 25 октября, вторая запланирована на период с 3 по 13 декабря.
— Много ли изданий детско-юношеской и научно-популярной тематик вошли в итоговый перечень?
— К сожалению, гораздо меньше, чем нам хотелось: порядка 70 изданий. Однако, по согласованию с Минсвязи, в настоящее время альянс проводит работу по составлению дополнительного списка социально значимых изданий этих направленностей, которые также будут иметь возможность получить скидку, но уже на второе полугодие 2016 года. Причем скидка эта будет распространяться не только на Декады подписки, но уже на весь подписной период.
— Получается, что перечень будет вновь утверждаться перед каждой подписной кампанией?
— Да, утвержденный сегодня список не окончательный. Какие-то издания могут в него войти, какие-то по разным причинам (например, закрытие) выбыть. Поэтому, безусловно, работа с перечнем будет находиться под постоянным контролем Экспертного совета.
— Зачем сейчас тогда делать какие-то дополнительные списки?
— Потому что изданий детско-юношеской и научно-популярной тематик в России гораздо больше, и не все, в том числе из-за удаленности от Москвы, смогли оперативно отреагировать и предоставить необходимую информацию. Особо подчеркну, что в проекте принимают участие не только издания федерального масштаба, но и СМИ, выходящие в отдельных регионах нашей страны.
Еще раз повторю: утвержденный сегодня перечень — это не окончательный документ. Это живой список, работа над которым будет проводиться постоянно. Именно поэтому для нас очень важна взаимосвязь с рынком, инициативность издателей, обратный отклик от них.
Постоянная работа в данном направлении, даже в большей степени чем от Экспертного совета, требуется от самих издателей, включенных в перечень. Именно от адекватности СМИ, их инициативности и активности, будет зависеть эффективность всей проделанной общими усилиями работы.
— Что значит адекватности? По-моему, издатели и так адекватно реагируют — они рады. Что может быть адекватнее радости?
— Получить скидку — это только половина дела. Нужно еще сделать так, чтобы она сработала. А это в силах только самих издателей. На них в предстоящие подписные периоды ложиться главная задача — привлечение подписчиков путем организации различных акций, рекламы подписки, уведомления читателей о предстоящем снижении цены.
Следующая Декада подписки, как я уже сказал, начнется 3 декабря. К этому сроку каждый издатель, получивший скидку, должен уже довести до всех своих потенциальных подписчиков информацию о подписке по сниженной цене. Как это сделать наиболее эффективным способом может решить только редакция, так как только она обладает полной информацией о своей аудитории. Как минимум информация должна быть размещена в самом издании и на его сайте. Кроме того, уже сегодня необходимо продумать какие акции и конкурсы издатель сможет провести в рамках Декады подписки для привлечения внимания к ней аудитории, и также проанонсировать эти мероприятия на своих страницах. Если, получив скидку, издатель ничего не станет предпринимать, а будет просто сидеть и ждать, что подписчик к нему повалит сам, он ничего от включения в перечень Минсвязи не получит — эффект будет минимальным.
Со своей стороны альянс просит всех издателей, по возможности, делиться с нами результатами своей промо-активности: рассказывать о проведенных акциях и их результатах. В рамках своей исследовательской работы альянс хотел бы обобщить эту информацию и выявить наиболее эффективные для повышения подписных тиражей шаги. Такая информация была бы интересна не только для отдельных издателей, так и для всего медиарынка.
— Выше вы сказали, что сейчас, работая над дополнительным списком, вы ждете инициативы от самих издателей. Если редакция, выпускающая социально значимое СМИ детско-юношеской или научно-популярной направленности, хочет попасть в перечень, что ей необходимо сделать?
— Она должна обратиться к нам в альянс и предоставить сведения о тех выпускаемых ею СМИ, которые, как она считает, могут войти в перечень. Специальную анкету издания можно запросить у нас в альянсе, обратившись по адресу: [email protected]. Кроме того, необходимо предоставить несколько экземпляров последних выпусков, например, выслав их на наш адрес по почте: 127051, г.Москва, Цветной б-р., д.30, стр.1, офис 606. Срок предоставления всех сведений — примерно до середины ноября с.г.
— Вячеслав, возглавляемый вами альянс — единственное в России профобъединение, которое занимается исключительно вопросами подписки. Что вообще происходит сейчас на этом рынке?
— Безусловно, общая тенденция последних лет на рынке подписки — негативная. Однако, не все так однозначно. Согласно данным «Почты России», по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года некоторые регионы нашей страны даже продемонстрировали рост тиражей. Это Республика Татарстан, которая традиционно является лидером по данному направлению, Республика Адыгея, Новосибирская область и ряд других. Уверен, что подобных положительных примеров будет много и по итогам будущих подписных периодов. Тому есть несколько предпосылок: помимо скидки для социально значимых СМИ, в рамках подписной кампании на первое полугодие 2016 года «Почтой России» было принято решение о заморозке тарифов на перевозку и доставку изданий до подписчиков, а также о сохранении всех скидок, действовавших во втором полугодии этого года.
Но самое главное: необходимость поддержки печатных СМИ и подписки на них понимает и государство в лице Министерства связи и информации. С целью реализации этой задачи год назад им и был создан Экспертный совет по региональным печатным СМИ.
— В заключении нашей беседы не могу не задать вам вопрос о прошедшем 23 октября в Астане Межгосударственном совете по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания и полиграфии. Какие темы поднимались в ходе обсуждения?
— Это было юбилейное, двадцатое заседание Межгосударственного совета, все эти годы проводимое Исполнительным комитетом СНГ, который действительно очень много делает для популяризации печати и чтения в странах содружества. В мероприятии приняли участие представители Республик Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. В рамках состоявшихся дискуссий и обмена мнениями, мы обсудили текущее состояние дел в печатной отрасли, рассказали о тенденциях в своих странах, поделились накопленным опытом. Отдельное внимание было уделено итогам XII Международного конкурса «Искусство книги», который проводится среди стран-участниц СНГ. В этом году на конкурс поступило 117 изданий из девяти стран, а торжественная церемония награждения победителей состоялась 1 сентября на Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Что касается планов на предстоящий период, то на совете был рассмотрен и одобрен на 2016 год календарь книжных выставок, проводимых в странах СНГ.
Отдельно хочу отметить предложение Министра информации республики Беларусь Лилии Ананич об учреждении ордена «Нас объединяет любовь», которым будут поощряться книгоиздатели и книгораспространители. Считаю что сегодня, в сложное для всей печатной отрасли время, особенно важно отмечать усилия издателей и распространителей, которые, основываясь на собственном профессионализме, титаническим трудом и упорством пытаются переломить негативный тренд.