Рыбопереработчик «Балтийский берег» подаст заявление о банкротстве. Информация об этом появилась на сайте Единого федерального реестра сведений о деятельности юрлиц. Вместе с головной компанией в арбитражные суды Санкт-Петербурга обратится и ее дочка — «Русский лосось». Основная причина — это убытки от подорожавших валютных кредитов и гибели большой партии рыбы. В «Балтийском береге» оценивают эти потери в 1,5 млрд руб. Руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.
— Тимур Гуруевич, здравствуйте.
— Да, здравствуйте, хочу сначала сказать о рынке. Рынок в этом году упал где-то примерно на 350 тыс. тонн. Хотя вылов у нас достаточно увеличился, где-то в среднем до 4,25 млн тонн или 3% по отношению к 2014 году. Но при этом экспорт увеличился, увеличится до 1,9 млн.
— Тимур Гуруевич, а можно все-таки про «Балтийский берег» и «Русский лосось». Какую они долю на рынке занимают, насколько это крупные компании?
— Это довольно-таки крупные компании, потому что мы выращиваем в основном лососевые, на которых они специализировались, где-то 15-17 тыс. тонн за последнее время.
— А в процентном отношении это сколько?
— Считайте, у них где-то в среднем 5-6 тыс. тонн, то есть если мы выращиваем 15-17 тыс. тонн, то где-то 5-6 тыс. тонн мощность. То есть, это получается...
— То есть треть.
— Да, даже чуть больше.
— Что означает уход этих компаний с рынка для потребителя, почувствуют ли покупатели рыбной продукции это на себе?
— Они значительно почувствуют. Во-первых, не будет поступать охлажденная рыба из северо-западного региона в Центральный федеральный округ, то есть если мы получаем мороженый лосось, он по качеству в два раза ниже, чем охлажденный, который нам поступал из Мурманска, допустим, они на качестве в первую очередь почувствуют. Во-вторых, естественно, они почувствуют на цене. Цена будет очень высокая, потому что основную долю теперь будет занимать тихоокеанский лосось Дальнего Востока при наших тарифах 8-17 руб., это перевозка только рыбы на 1 кг.
Будут покупать не охлажденный лосось, а мороженый, но дороже в значительной степени. И, конечно, почувствует, в первую очередь, государство, потому что в государстве есть рыболовство, потому что мы приняли уже закон об аквакультуре, но нет подзаконных актов, нет согласований между министерствами. И, естественно, это даст толчок тому, чтобы шесть-семь лет мы уже, как говорится, бьемся, закон этот приняли, но нет до сих пор подзаконных актов. Росрыболовство, я думаю, в последнее время, то есть на фоне этих всех трагедий, закрытий и банкротств задумается о том, как бы ускорить принятие закона об аквакультуре, то есть подзаконных актов.
— В данном случае проблема не столько в законодательстве, сколько в сложной экономической ситуации, потому что среди причин ухода с рынка заявлено, во-первых, подорожание валютных кредитов и гибель большой партии рыбы. Означает ли это, что с такой же ситуацией столкнулись другие игроки, те, которые обеспечивают две трети, о чем вы сказали, треть приходилась на эти две компании, можно ли ожидать, что кто-то еще уйдет?
— Да, я думаю, что да, возможно, будет очень сильное банкротство предприятий. Если раньше ставка была 16-18%, то она сейчас выросла — 25-26%, то есть проект аквакультуры окупается в пределах трех-пяти лет. Чтобы вырастить форель, надо три года ее выращивать до товарного веса. Вы представляете, какие длинные деньги при нашей процентной ставке, которая увеличилась значительно, и при росте курса доллара?
Малька мы закупаем за границей в основном, а это Норвегия, это евро, то есть при росте евро и при нашей девальвации рубля, естественно, иностранный малек в два раза вырастет в цене. И кто будет заниматься этой проблематикой? Кто будет разводить, вести инвестиционный проект, который будет окупаться в течение трех-пяти лет, я имею в виду выращивание, и кто будет заниматься покупкой малька, который вырос в два раза при росте курса евро и доллара?
— То есть рыбы в стране не будет вообще?
— Выращенной рыбы — нет. Я думаю, что этот проект, проект по аквакультуре, если не будет мощной поддержки государства, я говорю по закону об аквакультуре, и при субсидировании процентной хотя бы ставки, то закроется полностью, я имею в виду, которая товарно выращивает рыбу, в частности лососевые виды рыбы.