Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу ассоциации «Голос» на нарушение двух статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Заявители считали, что было нарушено право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6) и право на свободу выражения мнения (ст. 10).
Осенью 2011 г. «Голос» запустил проект «Карта нарушений», пользователи сайта сами генерировали контент, руководители проекта занимались первичной модерацией и технической поддержкой. На карте пользователи могли указывать случаи нарушения их избирательных прав. Депутаты от «Единой России» 29 ноября обратились к генпрокурору с жалобой на действия «Голоса», посчитав, что во внутриполитическую жизнь страны вовлечены «иностранные организации», которые «являются партнерами ассоциации «Голос». На следующий день в прокуратуру обратился председатель ЦИК Владимир Чуров, сообщив, что на сайте «Карты нарушений» размещена информация, которая нарушает избирательное законодательство, а в распространяемой информации преобладают сведения об одной политической партии («Единая Россия») в сочетании с негативными комментариями.
Первого декабря 2011 г. Мещанский межрайонный прокурор возбудил административное производство в связи с нарушением правил агитации в период избирательной кампании. В тот же день он вручил копию постановления сотруднику организации. Законный представитель организации находился в командировке, о чем было сообщено прокурору и суду. Заседание суда состоялось 2 декабря. Защитник просил отложить дело и предоставить возможность ознакомиться с материалами, суд в этом отказал, предоставив адвокату 30 минут для изучения 139-страничного дела. Адвокаты просили вызвать в суд специалистов в области лингвистики, психологии, статистики, чтобы они могли ответить на вопросы о наличии или отсутствии каких-либо агитационных материалов. В итоге ассоциация «Голос» была признана виновной в правонарушении и ей назначили штраф в 30 000 руб.
Заявители считали, что прокурор и суды нарушили их право на защиту, сократив время на ознакомление с делом, а обвинение было сформулировано в общих чертах. Также заявители говорят, что было нарушено право на свободу выражения мнений, поскольку они не поддерживают ни одну из действующих партий, а целью ставили – информировать избирателей о нарушениях на выборах, собранная информация предназначалась правоохранительным органам, которые должны были пресекать нарушения.
ЕСПЧ поставил вопросы к России, в частности, была ли обеспечена возможность для подготовки защиты, исчерпал ли заявитель внутренние средства для защиты. ЕСПЧ спрашивает, была ли необходимость обращения в Конституционный суд, будет ли это исчерпанием внутренних средств защиты, говорит один из заявителей – Рамиль Ахметгалиев: «Я не слышал, чтобы ЕСПЧ задавал такие вопросы. В то время оснований для заявления в Конституционный суд по этому кейсу не было, потому что это законодательство по агитации, кроме того, было разъяснение пленума Верховного суда, где четко сказано о разграничении агитации и информировании».