В редакции "Московского комсомольца" состоялась традиционная ежегодная встреча региональных издателей и редакторов, которые приехали из полусотни регионов страны. Впервые в этом масштабном семинаре приняли участие начальники профильных подразделений Почты России — руководитель департамента розничных товаров Дмитрий УСАНОВ и руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Михаил КАЗАКОВ.
Представители Почты России поделились с участниками мероприятия своими достижениями, сложностями и планами, а издатели, в свою очередь, задали насущные вопросы.
— Спасибо за приглашение. Для нас огромная честь присутствовать на этом мероприятии, — с таких теплых слов начал выступление Михаил Казаков. — Проанализировав итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года, мы пришли к выводу, что только слаженная коммуникация позволяет добиться успешных результатов по подписке.
Подписная кампания на второе полугодие 2015 года показала, что данные по регионам РФ сильно разнятся. В то время как в некоторых регионах произошло снижение, в других - отмечен рост тиражей.
Вот как выглядит десятка лидеров:
Республика Татарстан. Прирост тиражей во 2-м полугодии 2015 года ко 2-му полугодию 2014-го достиг 24,6%.
Республика Адыгея — плюс 23,1%.
Новосибирская область — плюс 7,4%.
Амурская область — плюс 5,7%.
Республика Тыва — плюс 4,7%.
Ульяновская область — плюс 3,9%.
Ставропольский край — плюс 3,2%.
Чеченская республика — плюс 1,8%.
Ханты-Мансийский автономный округ — плюс 1,7%
Санкт-Петербурга и Ленинградская область (+1,0%)
"Мы проанализировали, что в этих регионах происходит отличного от тех, где мы зафиксировали снижение тиражей, — продолжает Михаил Казаков. — И пришли к выводу: там, где у издателей выстроены хорошие контакты с региональными филиалами и, зачастую, с местными органами власти, ответственными за вопросы распространения периодических печатных изданий, удается не только не снижать подписные тиражи, но и добиваться значительного роста".
К примеру, после воронежского медиафорума, прошедшего в сентябре, представители Почты России провели расширенную телеконференцию. В ней участвовали начальники всех почтамтов Воронежской области, коллеги по дистрибуции, местные издатели. "В итоге мы вели диалог больше часа, а потом почтовики, издатели, распространители и представители администрации области совещались на месте до глубокого вечера, — поделился Михаил Казаков. — Уверен, что многие вопросы были сняты, мы получили достаточно объективную обратную связь, поэтому непременно будем и дальше проводить подобные мероприятия в других регионах".
Михаил Казаков напомнил, что Почта России в этом году запустила собственное подписное агентство. К слову, организовать его просили сами издатели, чтобы была создана альтернатива другим подписным агентствам. В тестировании участвовали десятки издательских домов, у них созданы свои личные кабинеты на специальном сайте, в которых аккумулируется вся необходимая информация о ходе подписной кампании.
Основные преимущества собственного подписного агентства Почты России — перевод большей части договорной работы в онлайн-формат, автоматический расчет тарифов, оперативная работа с обращениями и быстрое получение аналитической информации.
В первой версии бумажного каталога собственного подписного агентства Почты России представлено порядка 100 газет и журналов. Сейчас номенклатура значительно расширилась. Многие издания вошли не в бумажную, а в электронную версию, с которой работают операторы отделений связи.
К концу года Почта, после окончания тестирования и внесения необходимых дополнений, планирует запустить возможность онлайн подписки для населения (помимо печатного каталога).
Что касается подписной кампании на первое полугодие 2016 года, было принято решение заморозить тарифы на магистральную перевозку, сортировку печатной продукции и доставку изданий до подписчиков, а также сохранить все скидки, которые действовали во втором полугодии 2015 года.
К тому же, впервые дополнительную скидку в 15% на доставку во время Всероссийских декад подписки получили социально значимые издания, список которых подготовлен Министерством связи и массовых коммуникаций РФ по результатам консультаций с членами Экспертного совета по региональным печатным СМИ. К слову, «Московский комсомолец» тоже входит в этот перечень.
В заключение своего выступления Михаил Казаков порекомендовал редакторам обращаться к директорам региональных управлений почтовой связи, а по сложным вопросам - напрямую к руководству Почты.
Глава департамента розничных товаров Дмитрий Усанов напомнил собравшимся, что Почта России обладает самой крупной филиальной сетью: 42 тысячи отделений в стране, которые каждый день посещают больше 2,5 млн человек. "Уникальность Почты с точки зрения розницы заключается в том, что мы широко присутствуем в сельской местности, где проживает около 37 млн человек, — сказал Дмитрий Усанов. — Примерно 20 тыс. отделений расположено в населенных пунктах с населением меньше тысячи человек. Там сетевых розничных сетей нет, торговля организована хаотично. Очевидно, что Почта для любого издателя является уникальным каналом сбыта".
За последний год почтовики автоматизировали систему учета. Сейчас она работает на базе программы 1С, благодаря чему понятно, что и где продается. Это позволяет планировать объемы продаж и эффективно ими управлять.
Этот год ознаменован масштабным проектом по развитию в отделениях Почты продажи газет и журналов. В рамках проекта для каждого региона закреплен список изданий, которые выкладываются в почтовых отделениях на барьерных стойках — максимально доступных для потребителей местах. Приоритет отдан социально значимым СМИ, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе. Сейчас обязательных для выкладки изданий 11. «Московский комсомолец» в их числе.
Дмитрий Усанов привел свежие данные о результатах продаж периодики. За первые восемь месяцев 2015 года, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, объем продаж газет и журналов в почтовых отделениях России вырос на 7,2% и продолжает стремительно расти. Так, в июне 2015 года, по сравнению с июнем прошлого года, объем продаж вырос на 19%, в июле текущего года к июлю 2014 года - на 18,8%, а в августе на 19%.
Роста объемов печатной розницы Почте России удалось добиться во многом за счет увеличения количества дистрибьютеров и внедрения системы контроля по основным показателям, что позволило усилить конкуренцию и получить более выгодные условия по распространению. Некоторые дистрибьюторы перешли на доставку не только до почтамтов, как это было ранее, но и напрямую до почтовых отделений, что позволяет ускорить выкладку, увеличить оборачиваемость и снизить процент возврата.
Новые дистрибьютеры также предлагают дополнительные сервисы, такие как профессиональная аналитика, мерчендайзинг, установка стендов, работа по снижению ремиссии и т.д.
Как добиться успешного взаимодействия с филиалами Почты России? — задали вопрос издатели. Вот что посоветовал руководитель департамента розничных товаров:
— Первое — это безусловный фокус не на почту в целом, а на конкретный филиал. Второе — учет почтовой специфики. Почта - предприятие, оказывающее прежде всего почтовые услуги. И, наконец, третье: построение сильной коммуникации с разного уровня управленцами на Почте.
Поговорили и о выкладке изданий. Мало отсортировать продукцию и отвезти ее в почтовое отделение. Надо еще грамотно выложить газеты и журналы. Опять же — издатели и дистрибьюторы должны оказывать содействие в организации контроля. И тогда продажи средств массовой информации значительно вырастут.
Еще одна возможность увеличить тиражи — стимулировать операторов и почтальонов в отделениях связи. Можно на уровне почтамта проводить соревнование: кто больше продаст газет, у кого лучшая выкладка и т.д. Победители получают призы. Такие акции дополнительно мотивируют работников и влияют на конечный результат.
В завершении встречи журналисты задали вопрос и о качестве доставки изданий подписчикам. Михаил Казаков рассказал, что Почта приняла значительные меры для совершенствования качества доставки изданий. Это и глобальные решения, и точечные меры в регионах. Среди них: повышение качества работы на всех уровнях: от филиала и почтамта до почтового отделения, повышение мотивации операторов и почтальонов, регулярные встречи с издателями, непосредственный диалог с подписчиками, дополнительные программы обучения почтальонов, а также другие активности в период подписных кампаний.
В результате количество претензий от подписчиков на качество доставки в первом полугодии 2015 года снизилось на 23% к аналогичному периоду прошлого года.