Действия полицейских в истории с погибшим ребенком из Таджикистана, изъятым из семьи, содержали противоречия — правоохранители нарушили, в частности, собственную инструкцию МВД. Об этом заявил член СПЧ Илья Шаблинский
Свою позицию член президентского совета по правам человека (СПЧ) и профессор ВШЭ Илья Шаблинский изложил «Коммерсанту». Правозащитнику удалось найти инструкцию МВД, по которой действовали сотрудники петербургской полиции 13 октября.
В тот день в Санкт-Петербурге сотрудники управления Федеральной миграционной службы задержали гражданку Таджикистана и забрали у нее пятимесячного ребенка, который впоследствии скончался в больнице.
Шаблинский располагает рядом важных доказательств, в частности, копиями письма УФМС по Санкт-Петербургу городскому уполномоченному по правам человека Александру Шишлову и актом отдела ОВД по Адмиралтейскому району «О выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка», составленного сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних Н.З.Алексеевой.
В письме УФМС говорится, что 13 октября в 10:20 Умарали Назаров вместе с Зариной Юнусовой и братом ее мужа Далером Назаровым были доставлены в 1-й отдел ОВД по Адмиралтейскому району. Зарина Юнусова не смогла предъявить УФМС находившиеся в ее квартире в момент задержания документы.
Адвокат семьи Ольга Цейтлина пояснила изданию, что Юнусова была в шоковом состоянии и не говорит по-русски, а переводчика с представителями УФМС не было. Однако в 12:35 бабушка младенца Мехринисо Назарова доставила в полицию свидетельство о рождении ребенка и паспорт его матери.
В своих дальнейших действиях сотрудники полиции допустили ряд противоречий, заявил Шаблинский. Он подчеркнул, что в 12:15 сотрудник отдела по делам несовершеннолетних Алексеева составила акт «О выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка», прикрепив к нему приписку о наличии свидетельства о рождении мальчика.
Правозащитник указал на то, что акт был составлен в присутствии матери и бабушки и что рядом со зданием находился и отец ребенка Рустам Назаров. «Однако, когда в 13:30 ребенка увезли в Центр имени Цимбалина, никому из них не разрешили его сопровождать»,— отметил он.
Таким образом, по мнению члена СПЧ, правоохранители нарушили в том числе собственную инструкцию МВД, по которой был составлен акт «о подкидыше».
Речь идет о действующем с 28 марта 2014 года приказе главы МВД Владимира Колокольцева от 15 октября 2013 года №845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ». В приложении к нему есть инструкция, которая регламентирует действия полиции при доставлении «заблудившихся и подкинутых» несовершеннолетних. В частности, там говорится о необходимости «установить сведения о родителях или иных законных представителях, условиях воспитания» и «уведомить незамедлительно его родителей или иных законных представителей».
Шаблинский подчеркнул, что у полиции не было никаких оснований считать ребенка «подкинутым». В частности, в показаниях Далера Назарова говорится, что мать кормила младенца грудью в отделении полиции, после чего у нее из рук «вырвали ребенка в присутствии двух человек в штатском по фамилии Понахов и Орлов и увезли на скорой помощи».
В отзывах главврача и его заместителя в Центре имени Цимбалина, куда поступил ребенок, говорится, что мальчик поступил к ним здоровым, за исключением рахита и избытка веса. Состояние младенца дважды фиксировалось как удовлетворительное, в том числе последний раз в 23 часа. Однако в 23:45 ребенка обнаружили без дыхания с цианозом на губах, приводит Шаблинский информацию руководства Центра.
Он направит отчет о полученных сведениях членам рабочей группы СПЧ, в которую также входят глава Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова, журналист и президент Центра стратегических исследований религий и политики современного мира Максим Шевченко, председатель координационного совета Союза добровольцев России Яна Лантратова и руководитель правозащитной организации «Восход» Евгений Бобров. После подписания отчет поступит к президенту Владимиру Путину.
Адвокат семьи Ольга Цейтлина считает, что «к трагедии привела цепочка нарушений и превышения полномочий». «Полиция отобрала ребенка у матери и отказалась передать бабушке, скорая помощь не позволила отцу его сопровождать, а в больнице им не предоставляли необходимую информацию и документы», — пояснила она.
В пятницу МВД России выпустило заявление по итогам служебной проверки обстоятельств инцидента с гибелью ребенка. Проверка не установила в действиях петербургских полицейских каких-либо правонарушений, говорилось в сообщении ведомства.
Предварительная причина смерти ребенка — острая респираторная вирусная инфекция. Уголовное дело о гибели младенца расследует управление Следственного комитета по Петербургу. Ведомство ведет проверку лиц, причастных к изъятию ребенка у родителей. Дело возбуждено по ч.2 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Кроме того, Следственный комитет усматривает в действиях родителей неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).
Разобраться в смерти ребенка президенту Таджикистана Эмомали Рахмону пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев.