Минюст завершает работу над проектом концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающим введение адвокатской монополии. «Допуск к представительству в суде при оказании гражданам квалифицированной юридической помощи только лиц, чья деятельность урегулирована едиными для них нормативными и корпоративными правилами, ставящими в качестве приоритета верховенство закона и запрет злоупотребления правом, положительно скажется на качестве и сокращении сроков судопроизводства, повысит доверие граждан к судам, будет способствовать борьбе с коррупцией», – говорится в одной из последних версий документа (есть у «Ведомостей»). Все ключевые вопросы в основном согласованы, цитирует пресс-служба Федеральной палаты адвокатов (ФПА) замминистра юстиции Юрия Любимова, который на прошлой неделе провел заседание рабочей группы по подготовке документа. Сейчас текст проходит окончательную редактуру, знает один из членов группы.
Объединить под крышей адвокатуры планируется все категории юристов, за исключением штатных сотрудников юридических служб предприятий и организаций. «Для нас это было принципиально – сохранить за работающими по трудовому договору юристами предприятий право представлять в суде эти предприятия или любую из группы компаний либо холдинга», – признается президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Она отмечает, что отстоять удалось и право других сотрудников предприятий представительствовать в суде, но лишь в сопровождении штатного юриста или адвоката и это был своего рода компромисс.
При этом ФПА и юридический бизнес немного по-разному видят разрешение коллизии между особым статусом, предполагающим независимость адвоката, и возможностью его работы по найму (в проекте описаны оба варианта). По версии ФПА, модернизация существующих адвокатских образований (например, до «адвокатской фирмы») должна быть минимальной и сохранять нынешнюю модель взаимоотношений с доверителем, при которых адвокатское образование не может действовать от собственного имени, в том числе заключать соглашения об оказании правовой помощи. В версии бизнеса адвокатское образование должно иметь возможность вступать в отношения с доверителями от своего имени, а не от имени каждого из адвокатов в отдельности – это создаст возможность для организации крупных структур, способных конкурировать с иностранными юрфирмами, говорится в проекте: «По общему правилу юридическая фирма самостоятельно определяет, кто из ее адвокатов будет исполнять поручение, но по соглашению с доверителем могут быть определены конкретные адвокаты». На самом деле формат – это вопрос не принципиальный, говорит статс-секретарь ФПА Константин Добрынин, речь скорее идет о поиске технического решения, ФПА считает применимыми оба варианта.
Проект концепции не устанавливает сроков реформы юридического бизнеса. Из текста следует, что для действующих юристов предусмотрен упрощенный порядок принятия в адвокатуру, но подробно он не прописан. На рабочей группе говорилось, что право на получение статуса в упрощенном порядке (он подразумевает лишь экзамен на знание закона об адвокатуре при наличии пятилетнего профессионального стажа) получат все обладатели высшего юридического образования. Но, по словам одного из участников заседания, против такого «юрьева дня» выступил Любимов: в Минюсте полагают, что внутри адвокатской организации должны существовать ассоциации юристов, специализирующихся на конкретной отрасли права. В концепции говорится, что вступительные экзамены могут подразумевать определенную специализацию. Ранее против упрощенного порядка принятия в адвокатуру выступил Совет по правам человека (СПЧ) при президенте: такое упрощение снижает гарантии юридической помощи по уголовным делам, считают в СПЧ.