1 ноября исполнилось 3 года с момента вступления в силу в 2012 году первого закона по прямому ограничению интернет-пространства в России — закона о «черных списках сайтов» (139-ФЗ).
Данный закон ввел первые категории запрещенной информации, первый реестр запрещенных сайтов и открыл дверь дальнейшему нарастанию законодательной базы по ограничению сетевого пространства, обременения интернет-бизнеса, цензуре интернет-материалов и СМИ, нивелированию прав пользователей и владельцев сайтов.
Собственно, в этот день и запустился проект «РосКомСвобода» в качестве асимметричного общественного ответа новой репрессивной государственной политики в интернет-пространстве.
С тех пор в России, по результату нашего мониторинга законодательной активности Госдумы, принято 16 таких регрессивных по отношению к интернету и взаимоотношению пользователей в нем законов.
А еще более двух десятков законопроектов, наращивающих и расширяющих данный негативный тренд проходят по инстанциям согласования и рассмотрения в Госдуме.
К сожалению, большинство наших трехлетней давности прогнозов о развитии такой печальной ситуации сбылись.
Да и относительно нетрудно было предсказать расширение год от года критериев и видов запрещенной в России информации, сотни тысяч неправомерных блокировок и неадекватность вынесения решений по ограничению доступа, когда это происходит со стороны госорганов без всякого общественного контроля и воздействия в безнаказанном порядке.
Началось всё с запрещения материалов с детской порнографии, информации о наркотиках и призывах к суициду. И сразу в первые же дни функционирования закона, как о том и предупреждали интернет-компании и общественность, подтвердились худшие опасения — за распространение информации о суициде и наркотических веществах были внесены в реестр запрещенных сайтов ряд онлайн-энциклопедий, в т.ч. и крупнейшая из них — Википедия, ряд страниц которой до сих пор находятся под запретом в России. К тому же, все мы прекрасно помним о том, какой вызвала резонанс всего лишь несколькочасовая блокировка Википедии.
Детской порнографией признаются отечественными госорганами целые жанры японской анимации, а призывами к суициду — социальные видеоролики, которые берут международные награды и эффективны по своим целям — снижают количество несчастных случаев в подростковой среде.
Кроме непосредственно абсурда вынесения решений со стороны ответственных за цензуру Рунета ведомств, коих изначально было 3 — Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Госнаркоконтроль, потом к ним добавилась Генпрокуратура (по исполнению 398-ФЗ, закона «о политической цензуре») и Мосгорсуд (по исполнению 187-ФЗ и 364-ФЗ, «антипиратских» законов), в полной мере проявился и технический момент блокировок. Все законы по ограничению доступа к запрещенным сайтам в России позволяют блокировать не только какой-то конкретный контент на странице, но и весь домен и все IP-адреса, принадлежащие данному интернет-ресурсу. Что собственно и делают порядка 30% операторов связи в России, не имея оборудования (или желания) блокировать постранично.
Т.е., из-за 1 картинки на каком-то сайте могут одновременно с этим блокироваться и десятки тысяч других, ни в чем не повинных сайтов, которые находятся на том же IP-адресе.
По результату нашего мониторинга, за всё время правоприменения всех законов по блокировке в России, таких неправомерно заблокированных интернет-ресурсов было в общей сложности более 830 тысяч!
Или 96% от общего числа всех блокируемых сайтов.
А прямо сейчас по IP-адресу блокируются более 375 тысяч сайтов!
Общественность, в т.ч. и в нашем лице, указывая госорганам на такое положение дел, не находит адекватных ответов со стороны высоких чиновников.
Стоит вспомнить печальную судьбу в 2013 году петиции об отмене первого «антипиратского» закона, которая в рекордные сроки собрала необходимые 100 тысяч подписей граждан России на официальном портале «Российская общественная инициатива». Мы выступили инициаторами и соавторами данной петиции. Она была рассмотрена экспертным советом Открытого Правительства на заседании в Белом доме, туда пригласили и нашего представителя выступить с ее защитой, но все доводы и аргументы против функционирования регрессивного по отношению к Сети закона были отклонены.
Не удивительно, что к концу того же года вместо отмены одного закона, наоборот, был принят еще более одиозный другой — закон, который стал известен в Сети, как закон о политической цензуре.
С момента вступления его в силу, с февраля 2014 года, он показал свою истинную направленность — были моментально заблокированы ряд оппозиционных СМИ и аналитических порталов. А на текущий момент по требованию Генпрокуратуры по данному закону всего в реестр внесено уже более 2500 интернет-ресурсов.
2014 год стал самым урожайным по принятым законам в интернет-сфере, ключевыми законами стали 97-ФЗ, закон «о блогерах и организаторах распространения информации», 364-ФЗ, закон “антипиратский 2.0”, 242-ФЗ, закон «о локализации данных в России» и ряд других.
97-ФЗ ввел 2 новых реестра, который стал вести Роскомнадзор. Стоит отметить, что это не реестры запрещения информации, а несколько иного рода.
Первый реестр — блогеров, активно наполняется и содержит уже более тысячи включенных в него пабликов во ВКонтакте, в Фейсбук, в Инстаграме, в Ютьюб и других соцсетях и личных страниц с посещаемостью более 3 тыс. пользователей в сутки.
Внесение в данный реестр накладывает для владельцев этих страниц и сайтов определенные обязанности, к примеру, размещать свое ФИО и контакты, проверять публикуемую информацию на достоверность и т.д. За чуть более, чем год своего функционирования данный реестр пока просто наполняется Роскомнадзором, без всяких дальнейших действий.
Другой реестр, организаторов распространения информации, намного более серьезен. Он накладывает на те компании и частные лица, кто попал в данный реестр, обязанность собирать и хранить информацию о всех пользователях своего интернет-ресурса и их взаимодействии между собой. И предоставлять эти данные компетентным органам по первому запросу. Т.е. создан еще один аналог СОРМ, только не на концах операторов связи, а уже непосредственно внедренный в интернет-сервисы.
Новый же антипиратский закон (364-ФЗ) расширил область действия первого закона на все объекты авторских и смежных прав, за исключением фотопродукции. А также ввел возможность ограничивать доступ к интернет-ресурсов «навсегда» за двукратное нарушение.
Сейчас первый такой прецедент «вечной» блокировки уже создан, правда те интернет-ресурсы, по которым состоялось данное решение Мосгорсуда, будут его обжаловать, т.к. налицо нарушения процедуры признания данных сайтов нарушителями «антипиратского» законодательства.
Закон о локализации (или переносе) данных россиян в России (242-ФЗ), добавляет риски не только для интернет-бизнеса, но для каждого из нас столкнутся с проблемой невозможности с территории нашей страны получить доступ к уже привычным нам различным услугам на иностранных сайтах или интернет-проектах, если они по своим причинам откажутся размещать данные пользователей на российской территории.
Самыми резонансными законами, которые были приняты в текущем году явились закон 129-ФЗ “о нежелательных организациях”, который в т.ч. запрещает функционирование интернет-ресурсов признанными таковыми организаций. К примеру, если в такой список попадет тот же фонд Викимедиа, то будет ограничен в России доступ ко всем проектам и сайтам, которые функционирует под его эгидой.
Другим законом, налагающим существенные санкции, теперь уже на СМИ, в т.ч. в интернет-пространстве, стал 116-ФЗ, вводящим штрафы до 1 млн.руб. тем СМИ, которые каким-либо образом не в негативном ключе описывают некую экстремистскую деятельность. Мы с вами знаем, что само понятие “экстремизм” в нашем законодательстве крайне расплывчатое и под него можно при желании подтянуть абсолютное большинство активных действий граждан в сетевом или оффлайн-пространстве. И, как следствие, данный закон вводит еще один рычаг воздействия государственной цензуры на СМИ.
Ну и наверное самым известным принятым в 2015 году законом стал 264-ФЗ — “о праве на забвении”, который дает возможность исключить из поисковой выдачи любую информацию о себе, которая не понравилась тому или иному лицу, даже общественно важную, даже достоверную. Он вступит в силу 1 января 2016 года и принесет риски по всё большему увеличению белых пятен во многих областях знаний, которые будут исключены из поисковой выдачи — просто по заявлению любого лица. О рисках правоприменения данного закона говорят и многие эксперты интернет-отрасли и общественные организации и даже представители отдельных государственных органов.
Кроме непосредственно самих одиозных пунктов нового законодательства, регулирующего интернет-пространство есть еще и практика его неправомерного применения. Тем самым идет усугубление и без того агрессивных мер воздействия государства на Сеть и её пользователей.
Стоит отметить тот факт, что главный исполнительный орган, ответственный за правоприменение законов по ограничению сетевого пространства, Роскомнадзор, зачастую и сам превышает свои полномочия: подвергает блокировке не только те сайты, что значатся в решениях судов, Мосгорсуда, требованиях Генпрокуратуры, трактуя их по-своему и расширяя область действия этих решений и требования на другие сайты, который там не значатся.
Особенно озабоченность вызывает поставленный на поток метод Роскомнадзора занесения в реестр запрещенных сайтов состоявшихся решений региональных судов: туда тысячами вносятся не только сами запрещенные страницы, но и сами сайты целиком и их IP-адреса, тем самым в явном виде подменяется судебное решение и оно экстраполируется на значительно бОльшую область знаний и информации.
.
Что делает наша общественная организация “РосКомСвобода”: