Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве начало внеплановую проверку Фонда защиты гласности. В фонде полагают, что их могут включить в реестр иностранных агентов. В Минюсте не уточняют, зачем начали проверять организацию.
О проверке фонда сообщил “Ъ” его президент Алексей Симонов, информацию также подтвердили в пресс-службе министерства. Впрочем, представители Минюста не уточнили, на каком основании начали проверку фонда, сообщив лишь, что она проводится «на основании закона “О некоммерческих организациях” и что проверка закончится 5 ноября.
Господин Симонов, в свою очередь, сообщил, что Минюст истребовал документы фонда и их организация ведомству уже предоставила: «Отвезли им большое количество бумаг». При этом президент фонда заявил “Ъ”, что само обоснование проверки, предоставленное Минюстом, написано так, как будто организацию собираются признать иностранным агентом. Господин Симонов назвал это беззаконием.
Руководитель санкт-петербургского корпункта Роман Захаров не удивлен ни запросу Минюста, ни тому, что организацию могут внести в реестр иностранных агентов: «Власть сейчас не заинтересована в хороших отношениях ни со СМИ, ни с правозащитниками». Он отметил, что фонд является старейшей правозащитной организацией, «специализирующейся только на одном вопросе»: «Этот вопрос не политический — мы занимаемся защитой прав журналистов и СМИ, мы осуществляем единственный в России мониторинг нарушений прав журналистов».
Сотрудник службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко сообщил “Ъ”, что Минюст направил в фонд «стандартный документ»: «Нам говорят: “Представьте документы и будете объявлены иностранными агентами”. Возможно, решили сделать приятное президенту фонда Алексею Симонову в честь столетия с рождения его отца Константина Симонова (28 ноября писателю исполнилось бы 100 лет.— “Ъ”)», — иронизирует господин Тимошенко. Он, впрочем, признал, что большая часть финансирования фонда идет из зарубежных источников — все попытки получить российское финансирование, по его словам, грозили фонду «вступлением в противоречие с российским законодательством»: «Пока у нас нет решения, что делать. Будем рассматривать различные варианты — с одной стороны, есть масса уважаемых организаций, которые объявлены иностранными агентами, но с другой, я не готов утверждать, что мы последуем их примеру».