Конституционный суд (КС) РФ опубликовал определение об отказе в жалобе фигурантов «болотного дела» на приговор. Они просили отменить приговор, поскольку считали, что были осуждены за одно и то же преступление по двум статьям. По мнению их защиты, ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти») и ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки») дублируют друг друга, поскольку в статье о массовых беспорядках уже говорится о применении насилия. Однако суд посчитал, что речь идет о разных составах преступления, поэтому осужденным остается отбывать свой срок до конца.
Жалобу в КС подали двое осужденных по «болотному делу» — Алексей Гаскаров и Андрей Барабанов. Барабанов был приговорен к 3 годам 7 месяцам колонии 21 февраля 2014 года, а Гаскаров к 4 годам 6 месяцам — 18 августа 2014 года. Оба были осуждены по двум статьям — 318 и 212. Напомним, так следствие квалифицировало происшедшее 6 мая 2012 года на Болотной площади. Тогда санкционированный властями «Марш миллионов» был прерван полицией, после чего на площади начались стычки с сотрудниками МВД. По делу были осуждены десятки участников акции, а организатором массовых беспорядков следствие посчитало лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова, который сейчас также отбывает срок. При этом расследование уголовного дела продолжается.
Как говорилось в жалобе осужденных по «болотному делу», суд первой инстанции фактически осудил их дважды за одно и то же. «Обоим заявителям, согласно фабуле обвинения, вменялось нападение на полицейских, не повлекшее вреда их здоровью. Заявители утверждали, что насилие против представителя власти — это частный случай насилия вообще, а в статье о беспорядках речь и так идет о том, что эти действия сопряжены с насилием. Учитывая, что статья 318 менее тяжкая, навешивать ее не было никаких оснований»,— разъяснил позицию заявителей глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
Тем не менее КС РФ счел доводы заявителей несостоятельными. Как говорится в определении, в приговоре по «болотному делу» речь идет о разных по существу преступлениях. Преступления, считают судьи, различаются «родовым объектом»: в случае со ст. 318 это общественная безопасность, а в случае с 212-й статьей речь идет о «порядке управления». Также суд считает, что различаются статьи и объективной стороной: первая выражается в «участии в массовых беспорядках», а вторая — «в применении насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей». На основании этих доводов суд принял решение осужденным по «болотному делу» в жалобе отказать.
«Узникам Болотной придется досиживать свои сроки теперь уже при любом раскладе. Даже остающаяся надежда на правосудие в Страсбургском суде принесет лишь моральное удовлетворение: решение будет принято сильно после освобождения последнего осужденного»,— считает господин Чиков.