Заместитель прокурора Москвы Андрей Ганцев утвердил обвинительное заключение по громкому «маковому делу» из репрессивной копилки ФСКН — о попытке ввоза предпринимателем Сергеем Шиловым, некогда крупным импортером бакалейной продукции, в Россию из Европы 232 тонн пищевого мака (своего мы не производим). То есть мака с естественными микропримесями, который, по версии следствия, можно было использовать в наркотических целях. Дело снова направляется в Брянский областной суд, после того как было возвращено в прокуратуру — на доработку.
В Брянском суде это дело лежит уже второй год, и в нем среди прочих обвиняемой проходит Ольга Зеленина — специалист-селекционер, ученая с мировым именем, заведующая химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук. Она вообще никакого отношения к поставкам и продаже семян мака не имела, а лишь — во исполнение поручений начальства — несколько раз готовила ответы на поступавшие в институт запросы от фигурантов маковых дел.
Смысл ее экспертных доводов сводился к тому, что методики, применяемые наркополицейскими для определения «опасности» продукции, к пищевому маку неприменимы. Что пищевой мак не бывает «чистым» и «грязным», как утверждает ФСКН, — в нем, как и в любом продукте, присутствует примесь иных веществ, в том числе порождаемых растением «мак» (маковая солома и опий). Что те самые ничтожные доли процента веществ опийной группы, априори присутствующие в пищевом маке даже после самой тщательной его очистки, никак нельзя считать наркотическими средствами. Не только потому, что их невозможно выделить из общей массы, но и потому, что удельное содержание этих веществ в упаковках пищевого мака не позволяет получить наркотический эффект. Проще говоря, если купленную в магазине пачку мака (а он по-прежнему свободно продается) подвергнуть анализу по методу хромато-масс-спектрометрии, то непременно обнаружатся следы веществ опийной группы, пусть даже в количестве 0,00049%, как это было у «преступной группы» Сергея Шилова. Но покупатель (пусть даже наркоман) сможет использовать этот мак лишь для того, чтобы посыпать им булочку.
Но если предпринимателей за это сажают, то почему пищевой мак и сегодня свободно продается и не запрещен к реализации в России? ФСКН по этому поводу ничего не говорит, но продолжает стряпать аналогичные дела: по Шилову, по семьям предпринимателей Полухиных, Парамоновых, Болдыревых, бизнесмену Роману Пронякину и сотням других. И все сидят или уже отсидели. И бизнес у всех разорен. И ФСКН продолжает утверждать, что существует «чистый» пищевой мак, который разрешен к реализации, и «грязный», продажа которого якобы запрещена. И фундамент «маковых дел» — ГОСТ Р 52533-2006, заведомо для ФСКН, прокуроров и судов не имевший нормативной силы.
Упертой в своих научных выводах (что, вероятно, весьма мешало какому-то оперативному плану ФСКН) эксперту Ольге Зелениной поначалу вменили пособничество незаконному обороту наркотиков и контрабанде. Однако первоначальное обвинение не нашло подтверждений, так что решили его поменять на превышение служебных полномочий. Зеленину сначала задержат, самолетом этапируют из Пензы в СИЗО Москвы, затем под давлением научной общественности отпустят под подписку о невыезде. Но в родную Пензу не отпустят, оставив в столице. А теперь она должна ездить в Брянск на суд.
Как рассказала «Новой» сама Зеленина, при повторном направлении дела в Брянский суд никакие нарушения (защита Зелениной заявляла более 20 ходатайств) устранены не были, а в новое обвинительное заключение практически слово в слово «переписали старое». И это притом что в состав следственной группы входило аж 16 человек.
— Дело для разбирательства в суде не готово абсолютно, — уверена Зеленина. — Так называемое «существо обвинения» мне совершенно непонятно. У меня лично три эпизода. Первый — подготовила проект ответа директора по делу Шилова. Второй — дала заключение специалиста по запросу защиты в деле предпринимателей Полухиных (в этом году вся семья, имевшая в Воронеже кафе и магазин при нем, в котором в розницу торговала маком, была осуждена на длительные сроки якобы за «сбыт». — В.Ч.). Третий — проводила экспертизы партий мака и выпускала от имени института экспертные заключения, которые якобы позволяли «уводить» от ответственности предпринимателя Шилова. Но заключения не могли быть «направлены на развал» чего-либо, поскольку письма института или его сотрудников не являются актами правоприменительной силы.
Между тем общее количество обвиняемых по делу бакалейщика Сергея Шилова — 13 человек. Под стражей пятеро, которым меру пресечения суд упорно менять не хочет.
Предварительное заседание по делу состоится 2 ноября.