Как стало известно "Ъ", Следственный комитет РФ прекратил расследование скандального уголовного дела бывшего начальника полиции подмосковного Ногинска майора полиции Ильи Юхмана, сына экс-начальника ГУВД Московской области генерала Юрия Юхмана. Изначально ему инкриминировались фальсификация уголовных дел и укрывательство преступления, совершенного его подчиненным. По итогам двух лет разбирательства следователи пришли к выводу, что в действиях обвиняемого состава преступления нет. Илья Юхман уже потребовал восстановления на службе.
Уголовное дело бывшего начальника полиции Ногинска, по данным "Ъ", было закрыто на днях решением следователя ГСУ СКР по Московской области, в производстве которого оно в последнее время находилось, с формулировкой "за отсутствием состава преступления". Отметим, что незадолго до этого по настоянию следователей срок расследования был продлен до декабря текущего года. Адвокат господина Юхмана Владимир Жеребенков сообщил "Ъ", что решение о закрытии уголовного дела в установленный законом срок обжаловано прокуратурой не было, поэтому оно уже вступило в законную силу.
Источники "Ъ" в правоохранительных органах сообщили, что решение о прекращении уголовного преследования последовало вскоре после смены следственной бригады, которая вела дело, а также вмешательства прокуратуры. Надзорный орган, отметим, с начала нынешнего года настойчиво требовал смягчения предъявленного экс-полицейскому обвинения, в частности исключения пункта о фальсификации уголовных дел, и следствие в итоге это требование выполнило.
Как не раз рассказывал "Ъ", СКР возбудил уголовное дело в отношении майора Юхмана два года назад. Причем события, которые легли в основу расследования, произошли еще в то время, когда господин Юхман занимал свою прежнюю должность — начальника полиции подмосковных Люберец. Изначально дело состояло из двух эпизодов. Один из них касался незаконной реализации в конце 2011 года бывшим оперативником и подчиненным Ильи Юхмана Олегом Стебелевым автомобиля Mazda 6. Машина находилась на ответственном хранении на полицейской спецстоянке как вещественное доказательство по уголовному делу группировки подмосковных угонщиков. Однако оперативник, как следует из материалов дела, решив подзаработать, продал вещдок некоей компании, у которой автомобиль в начале 2012 года и обнаружили полицейские. Как ранее утверждало следствие, пытаясь "прикрыть" своего подчиненного, Илья Юхман дал указание начальнику люберецкого ОБНОНа Сергею Крестинину, проверявшему факт пропажи машины со спецстоянки, не упоминать в отчете фамилию оперативника Стебелева, причем приказание было выполнено.
Второй эпизод касался нашумевшей истории с подбросом наркотиков люберецким предпринимателям Алексею Савушкину и Андрею Чернявскому. По версии следствия, в мае 2012 года Илья Юхман якобы вызвал к себе сотрудника ОБНОНа Владимира Сазонова и приказал ему подложить Алексею Савушкину при задержании пакетик с 50,2 г героина. Оперативник, усаживая задержанных предпринимателей в служебную машину, говорилось в деле, засунул в карман Алексею Савушкину пакетик с наркотиком. Героин обнаружили в ходе обыска, и на этом основании бизнесмены были арестованы. Позже Андрей Чернявский скончался от инсульта в СИЗО.
Первоначально Илье Юхману предъявили обвинение по ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия"), наказание по которой предусматривает до десяти лет лишения свободы. Своей вины бывший полицейский никогда не признавал.
Ранее сообщалось, что до конца года следствие планирует направить дело в суд. Тем временем в феврале обвинение по требованию прокуратуры было смягчено, а майора Юхмана выпустили из-под ареста. Однако и в усеченном виде, без эпизода с наркотиками, предъявленное ему обвинение надзорное ведомство не устраивало — прокуратура Московской области несколько раз возвращала материалы расследования в подмосковное ГСУ СКР. В конце концов дело было прекращено.
Адвокат Владимир Жеребенков не стал сообщать о дальнейших шагах своего подзащитного. Между тем формулировка "за отсутствием состава преступления", с которой было прекращено уголовное преследование майора Юхмана, позволяет требовать реабилитации и компенсации ущерба, понесенного им за время расследования. По данным источников "Ъ" в полиции, Илья Юхман уже потребовал восстановления его в прежней должности.