Депутат-единоросс предлагает разрешить адвокатам встречаться с подзащитным без специального допуска следователя. По закону они не должны получать такой допуск, но на практике получается иначе, говорят адвокаты
Депутат Госдумы, координатор проекта «Единой России» «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин подготовил законопроект, позволяющий адвокату встречаться со своим подзащитным в СИЗО без допуска следователя. Для свидания адвоката с подозреваемым должно быть достаточно удостоверения адвоката и ордера, который выписывается на основании договора с подзащитным, считает депутат.
Дело в разночтении
Сейчас на практике адвокаты могут попасть в СИЗО к своим подзащитным только по определенному документу — допуску следователя, поясняет Марданшин. Права защитника в УПК определены «с момента допуска», депутаты предлагают вынести право на свидания с подзащитными в отдельную категорию безусловного права, добавляет соруководитель проекта Игорь Судец.
Па закону никакого специального уведомления следователя не нужно, утверждает адвокат Сергей Бадамшин. Любое СИЗО должно допускать адвоката к подзащитному на основании ордера и удостоверения адвоката. Никаких других документов быть не должно, говорит Бадамшин. Но во ФСИНе трактуют закон, как правило, так, что без этого документа нельзя, рассказывает адвокат Дмитрий Кравченко.
Практика, по которой СИЗО просят от адвокатов уведомление от следователя, распространена преимущественно в Москве, добавляет адвокат. «И распространена она в основном из соглашательства самих адвокатов, которые, чтобы не иметь проблем с СИЗО и следователями на начальной стадии следствия и беспрепятственно посещать подзащитного, готовы получать какие-то дополнительные «разрешения» на свою работу», — говорит он.
Старый вопрос
Вопрос о специальном допуске от следователя в 2001 году рассматривал Конституционный суд. Он постановил, что никакого согласия или разрешения следователя на свидание защитника с доверителем не требуется. Сложилась негативная практика, когда без такого письменного разрешения адвокат не может попасть к своему подзащитному в следственный изолятор, вспоминает Кравченко.
Проблема допуска адвоката к подзащитному была затронута на заседании президентского Совета по правам человека в начале октября. Президент тогда сказал, что если нужны изменения в закон, «давайте это сделаем».
Свой законопроект Марданшин обсудит в среду с экспертами на круглом столе, который проводится партийным проектом. При одобрении экспертов поправки ст.53 УПК могут быть внесены в Госдуму, сказал депутат РБК. Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников не стал комментировать РБК инициативу коллеги, так как еще не видел текста.
Исключение недопуска адвоката к подзащитному позволит избежать на ранних этапах расследования психологических пыток, намеренного создания для подследственных стрессовых ситуаций и оказания на них психологического давления, отмечает Кравченко.
Как не пускали адвоката к экс-главе Коми
В начале октября проблемы с разрешением следователя на допуск к подзащитному испытывали адвокаты обвиняемых по делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. Адвокат Гайзера Вячеслав Леонтьев рассказал, что неделю не мог добиться встречи со своим подзащитным. По его словам, он не смог передать свой договор и ордер следователю, который объявил ему о распоряжении руководителя следственной бригады общаться с адвокатами «через почтовый ящик». Защитник бывшего заместителя губернатора Коми Алексея Чернова Карен Гиголян рассказал, что ему также отказали во встрече, потому что он якобы не приложил к ходатайству копию своего адвокатского удостоверения. Группа адвокатов обратилась в Басманный суд Москвы и к генпрокурору РФ Юрию Чайке с жалобами на «режим противодействия» со стороны следственной бригады