Оппозиционеры Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев, по данным «НГ», получили взыскания от администраций их колоний. Первого отправили в штрафной исправительный изолятор (ШИЗО), где он уже объявил голодовку, второй переведен на строгие условия содержания (СУС). Удальцов между тем в ближайшее время намеревался подать прошение на условно-досрочное освобождение (УДО).
Адвокат Дмитрий Аграновский сообщил «НГ», что подробностей о взысканиях Удальцову он пока не знает, но уже скоро собирается посетить своего подзащитного. Между тем, по информации источника, близкого к следствию, взыскание наложено и на Развозжаева. «Заметьте: люди находятся за тысячи километров друг от друга, и их одновременно помещают кого в ШИЗО, как Удальцова в Тамбове, кого в СУС, как Развозжаева в Красноярске. Не думаю, что это совпадение», – сказал источник, предположив, что решение скорее всего спущено сверху. Он, правда, не уточнил, с какого уровня.
Подробности ситуации с Удальцовым прояснила его жена – Анастасия. «С августа он вышел в колонии на работу, – сказала она. – Сидел тихо-спокойно, со всеми все хорошо было. Он такой человек, с ним сложно конфликтовать: так было и в Москве, и в спецприемнике, и с полицейскими. Такая же ситуация у него и на зоне – ровные отношения и с администрацией, и с заключенными».
Пять месяцев, продолжает Удальцова, у ее мужа все было нормально: работал, потому что в колонии «достаточно скучно», собирался подавать на УДО. «Есть такое негласное правило – полгода надо пробыть в колонии, потому что администрация дает характеристику, – поясняет она. – У нас-то срок по УДО был уже 9 мая, когда мы могли подать. Но решили, что сделаем это чуть позже. И вот недавно мы начали просто обсуждать – какие бумаги собирать».
После этого к Удальцову, по словам Анастасии, «начали докапываться – был бы человек, а к чему придраться – найдут. Притом что нарушений за ним – драк, конфликтов и т.д. – не было вообще. В эту субботу утром он позвонил – мы регулярно выходим на связь, – сказал, что идет на административную комиссию. Должен был перезвонить, но на связь не вышел. Я дала информацию, что он в ШИЗО, и она подтвердилась».
Других поводов помещения Удальцова в штрафной изолятор, кроме как начала подготовки к УДО, Анастасия не видит: «Пять месяцев сидит, все замечательно. И вдруг его закрывают. Я вообще-то думала, что в ШИЗО только за злостные нарушения отправляют. Но за ним таких не числится. На практике, кстати, бывает так, что в ШИЗО закрывают на пять суток, а потом добавляют и добавляют, а затем могут перевести уже и в сус».
Возникает вопрос: для чего властям организовывать все эти придирки явно лишь для срыва УДО? Возможно, используя технологию «кнута и пряника», Удальцову дают понять: мол, если захотим, то отсидишь до конца срока, а если договоримся, то отпустим, но в этом случае будешь нам должен. Впрочем, говорит супруга оппозиционера, «я в эти кнуты-пряники не очень верю, вижу это как препятствование, что-то вроде подстраховки – мало навесить нарушений, пусть еще и в ШИЗО посидит». Кстати, на возможность получения Удальцовым УДО ни она, ни адвокаты большой надежды не питают.
До недавнего времени, продолжает Удальцова, оставшаяся с двумя детьми на руках, ей и ее мужу финансово помогали общественные организации, работающие с «болотниками». Но сейчас коммуникаций с ними не осталось, и она обращается за помощью к уполномоченному по правам человека Элле Памфиловой, «Андрей Бабушкин (член Совета по правам человека. – «НГ») время от времени интересуется. Ну и депутаты из КПРФ».
Кстати говоря, 1 октября на встрече президента Владимира Путина с членами Совета по правам человека Памфилова как раз и подняла вопрос заключенного Удальцова, сравнив его положение с ситуацией вокруг экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой. Дескать, как же так, ту отпустили на похороны бабушки в Петербург, а Удальцову не разрешили похоронить мать. Получается VIP-правосудие, констатировала Памфилова. «Мы уже давно с ней работаем – и я, и наши адвокаты», – сказала «НГ» Анастасия.
Она предполагает, что «жалобу по ШИЗО, наверное, надо будет подавать». А потом – ждать, когда придет ответ от руководства колонии. Если ситуация получит развитие в том направлении, что Удальцова и дальше будут подвергать наказаниям, то она надеется, что и «Элла Памфилова подключится, и депутаты приедут, и СМИ».
Аграновский – адвокат и Удальцова, и Развозжаева, впрочем, опроверг предположение, что его подзащитным хотят сорвать УДО: «Его можно человеку не дать и без всяких взысканий. В нашей стране, если ты не Васильева и если ты, не дай бог, оппозиционер, получить УДО очень сложно». А вот источник, близкий к следствию, в свою очередь, предположил, что «скорее всего от Удальцова и Развозжаева еще чего-то хотят – получить какие-то показания или информацию, а потому и давят».
Напомним, что Удальцов и Развозжаев 24 июля 2014 года были осуждены за организацию беспорядков на Марше миллионов» 6 мая 2012 года и подготовку новых акций протеста по всей стране. Под следствием они находились с октября 2012-го – и оба в итоге получили по четыре с половиной года колонии.