В Госдуму внесен законопроект, обязывающий СМИ уведомлять Роскомнадзор о получении финансирования от иностранных государств, организаций и граждан. РБК выяснял, кого могут коснуться новые поправки к закону о СМИ
Депутаты против грантов
Новые поправки в закон «О СМИ», предлагающие механизм контроля за зарубежным финансированием средств массовой информации, разработали депутаты Вадим Харлов («Справедливая Россия»), Александр Ющенко (КПРФ) и Вадим Деньгин (ЛДПР). Документ был внесен в Госдуму вечером 6 октября, утром 7 октября текст был опубликован в базе данных Госдумы.
Авторы поправок считают, что в условиях, когда в ряде стран усилилось давление на российские СМИ иностранными государствами и организациями, «осуществляются попытки влиять и напрямую на российское информационное пространство с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности за счет представления отечественным СМИ иностранных грантов».
В документе прописано, что, получив денежные средства или иное имущество от «иностранного государства, международной организации, а также находящихся под их контролем организаций, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства», СМИ или его издатель обязаны уведомить об этом Роскомнадзор в течение 30 дней.
В случае нарушения закона СМИ должно будет заплатить штраф, равный сумме полученных средств, а должностные лица — издатели или руководители — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Требования поправок не распространяются на средства, полученные от иностранных компаний за размещение рекламы, а также на средства, полученные от учредителей СМИ. Они также не касаются блогеров и представительств иностранных СМИ.
В поправках речь идет в первую очередь о получении грантов, уточнил РБК Деньгин. По его словам, они не затронут иностранные компании, которые являются акционерами СМИ (с февраля 2016 года иностранцы не могут владеть более чем 20% в российских медиа). «Здесь идет разговор о стороннем финансировании, о грантовой системе: граждане должны знать, за какие деньги они читают ту или иную статью, — заявил депутат. — Если организация, дающая деньги, каким-то образом юридически интегрирована со СМИ, это ее не касается».
Голландский след
Поправки не нацелены на какие-то конкретные СМИ, утверждают Деньгин и его соавтор Александр Ющенко. «Здесь вообще нет никакой борьбы, я бы вообще назвал это техническим законопроектом уведомительного характера», — говорит Деньгин.
В пояснительной записке к документу отмечается, что после вступления в силу поправок к закону «О СМИ», которые ограничивают долю иностранных компаний в СМИ, и введения обязательной регистрации для организаций — иностранных агентов, «попытки влиять напрямую на российское информационное пространство» могут осуществляться «за счет представления отечественным средствам массовой информации иностранных грантов». «Такие факты уже получили огласку в российских средствах массовой информации», — отмечается там же.
Про 20%
В 2014 году в России также с подачи депутата Деньгина были приняты поправки в закон «О СМИ», запрещающие иностранцам с 2016 года владеть напрямую или косвенно более 20% в учредителе любого российского СМИ. Среди компаний, уже подстроившихся под требования нового закона, — Hearst Shkulev Media, американские Fox International Channels и Discovery Communications, телеканал Disney. Ряд медиакомпаний, таких как NBC Universal, а также швейцарская Edipresse или немецкая Axel Springer, уже объявили об уходе из России.
Источник РБК в Госдуме утверждает, что поводом к написанию новых поправок в закон «О СМИ» стали «последние скандалы с публикациями на голландские деньги, которые и навели на мысль навести порядок».
Речь идет о заметке газеты «Известия» под заголовком «Новая газета» финансировалась Нидерландами» (опубликована 1 сентября 2015 года). В ней, в частности, сообщается, что в 2012 году «Новая газета» и сайт «Кавказский узел» получили финансовую поддержку от правительства Нидерландов. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов тогда заявил «Известиям», что финансирование со стороны голландских властей никак не влияло на редакционную политику его газеты.
«Известия» обратили внимание на то, что после крушения Boeing 777 Malaysian Airlines под Донецком «Новая газета» вышла с извинениями на голландском языке «за сбитый пророссийскими террористами малайзийский Boeing», а также на то, что «среди заголовков публикаций [про Boeing] часто встречаются те, в которых ответственность за случившееся прямо перекладывается на Россию».
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов в среду был недоступен для комментариев. Пресс-секретарь издания Надежда Прусенкова подтвердила РБК, что в 2012 году «Новая газета» получила финансирование от правительства Нидерландов на оформление мультимедийной студии, добавив, что с тех пор издание грантов не получало.
Вряд ли новые поправки направлены конкретно против «Новой», считает Прусенкова: «Новая газета» и «Кавказский узел» — не настолько большие издания, чтобы заслуживать отдельного закона. При желании расправиться с нами можно куда проще». Но такие инициативы существенно ограничивают деятельность независимых СМИ, которые не получают государственного финансирования, отмечает она: «Мы заведомо находимся в экономически менее выигрышной ситуации. Нам перекрывают то один, то другой канал финансирования. Если правила игры снова ужесточатся, будем придумывать что-то еще». «Новая газета» регулярно отчитывается о своих доходах перед соответствующими органами, и у газеты нет возможности утаить источники зарубежного финансирования, добавила Прусенкова.
«Новая газета» в этом году оказалась в числе претендентов на Нобелевскую премию мира. Премия предусматривает и денежное вознаграждение, которое составляет более $1 млн.
Главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов подтвердил РБК, что его издание также получило грант от правительства Нидерландов в 2012 году. Он не стал уточнять, продолжает ли его издание получать какое-то финансирование от иностранных организаций. «Все проверяющие органы всей информацией владеют», — заявил Шведов.
Помимо изданий, упомянутых в заметке «Известий», поправки могут коснуться и других СМИ, получающих финансовую поддержку от иностранных организаций. Например, ежемесячник «Иностранная литература» выпускает специальные номера, посвященные литературе какой-то одной страны, при финансовой поддержке либо посольства этой страны, либо ее культурной организации, которая занимается продвижением за рубежом своего языка (Институт Сервантеса, Институт Гете и т.д.), говорит главный редактор журнала Александр Ливергант. В год выходит два-три таких номера, и они, по словам главного редактора, пользуются успехом. «Мы не делаем секрета из этой помощи, с этих денег платятся налоги, — говорит Ливергант. — Непонятно, зачем мы должны еще кому-то докладывать об этих средствах».
Новые правила также могут затронуть интернет-издания Colta.ru, у которого, как рассказала РБК главный редактор сайта Мария Степанова, есть партнерские программы с некоторыми иностранными организациями, например с немецким Фондом имени Генриха Белля или со швейцарской организацией Pro Helvetia. «Мы получаем от этих фондов деньги и на свои и их деньги делаем совместные проекты. Например, с Фондом Белля мы делали цикл показов документального кино «Синема верите» или подраздел «Диссиденты», — говорит Степанова. — Конечно, нам бы не хотелось отказываться от этих проектов».
Между требованием уведомлять о финансировании из-за рубежа и запретом получать такое финансирование разница небольшая, считает Степанова. «Это как с законом об иностранных агентах: если ты себя им признаешь, это не вычеркивает тебя из списков живых, а просто сильно усложняет жизнь на разных уровнях».
Деньги от иностранных компаний получало и онлайн-СМИ «Медиазона», рассказала РБК одна из основателей проекта Надежда Толоконникова: «Медиазону» периодически поддерживали культурные институции — музыкальные фестивали Glastonbury в Англии, Roskilde в Дании и Riotfest в Америке, Сиднейская опера и другие». Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов говорит, что в отсутствие точных формулировок сложно сказать, коснутся ли новые поправки его издания: «Когда коснутся, тогда и будем решать».