Аварии сделали космический бизнес российских страховщиков убыточным
В 2015 году потери страховых компаний от случившихся при запуске космических аппаратов аварий превысили $500 млн, сообщил журналистам вице-президент компании «Ингосстрах» Александр Подчуфаров. Судя по его словам, страхование российской космонавтики стало для компаний убыточным бизнесом.
«В 2015 году в российской космонавтике произошло три крупных аварии. Это потеря MexSat на «Протоне», это «Прогресс» и спутник EgyptSat, который погиб по вине платформы. В результате страховщики имеют более $500 млн ущерба, заработав $250 млн», — сказал Подчуфаров на конференции SatComRus-2015 в Москве (цитата по Интерфаксу).
Вице-президент «Ингосстраха» подчеркнул, что аварии мешают развитию страхового бизнеса в ракетно-космической отрасли России и повышают стоимость страховых полисов.
28 апреля 2015 года стартовавший с Байконура грузовой космический корабль «Прогресс М-27М» не сумел выйти на расчетную орбиту из-за некорректной работы третьей ступени ракеты-носителя и погиб. В начале августа, после завершения расследования, компании «Ингосстрах» и СОГАЗ на паритетных условиях выплатили Роскосмосу страховое возмещение в размере 1,936 млрд руб.
16 мая 2015 года после запуска с Байконура ракеты-носителя «Протон-М» со спутником «MexSat-1» вновь произошла авария. На 497-й секунде полета, на высоте 161 км, произошел сбой в работе двигателей третьей ступени ракеты-носителя, в результате чего спутник не был выведен на орбиту и сгорел в атмосфере.
В 2014 году общий объем выплат компании «Ингосстрах» по страхованию космических рисков составил около 8,5 млрд руб., из которых 7,4 млрд руб. было выплачено в связи с гибелью спутника «Экспресс-АМ4R». Страховая выплата по этому случаю стала одной из крупнейших в истории российского рынка, лишь немного не дотянув до зафиксированного в январе 2012 года рекорда, когда «Ингосстрах» выплатил в связи с гибелью космического аппарата «Экспресс-АМ4» более 7,5 млрд руб.
После аварий начала 2015 года эксперты заявляли РБК, что России придется демпинговать, чтобы не отдать конкурентам свою долю на рынке космических услуг. В то же время эксперт по космосу аналитической компании «РОЭЛ Консалтинг» Андрей Ионин пояснил, что сильно снизить цены будет трудно, так как на стоимости запуска будет сказываться увеличение страховых тарифов. «Логично, что если количество страховых случаев увеличивается, то и страховые тарифы растут», — говорит Ионин.
Александр Подчуфаров тогда отметил, что если раньше страховой тариф на запуск «Протона-М» составлял около 12%, то сейчас он может быть повышен до 16% и более. Причина — в необходимости российских компаний перестраховывать свои риски за рубежом из-за нехватки собственных активов.
Первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин пояснил, что российские запуски и так страхуются намного дороже, чем иностранные: 13–16% против 6–10% в отношении зарубежных космических аппаратов.