Доходы московского бюджета в 2016 году вырастут на 8% по сравнению с текущим годом, до 1,6 трлн руб., в том числе за счет повышения пяти налогов и сборов
За счет чего будет жить Москва
Столичное правительство одобрило проект закона «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». На всю трехлетку заложен постепенный рост доходов: с 1,599 трлн руб. в 2016 году до 1,693 трлн руб. в 2018-м. Расходы к 2018 году тоже увеличатся примерно на 100 млрд руб., до 1,746 трлн руб. Дефицит планируется в размере 3% от доходов в 2016 году, затем он сократится до 2,1% в 2017-м и вырастет до 3,2% в 2018 году.
В 2016 году по сравнению с действующим бюджетом доходы растут на 8% (в 2015 году они были запланированы в объеме 1,486 трлн руб.). На деле рост будет не таким большим: фактически в этом году ожидается больше доходов, чем было запланировано, поясняет РБК аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Когда принимали бюджет в прошлом году, все ожидали кризис, и Москва заложила в бюджет очень низкие доходы — они не оценили масштаб девальвации», — напоминает она.
Проект бюджета Москвы и в этом году был сформирован исходя из консервативного подхода, говорится в опубликованных материалах к проекту бюджета. Фактический рост к ожидаемым показателям исполнения доходов в этом году составит 2,2%, отмечается там.
«Бюджет на следующий год обещает быть чрезвычайно непростым. Дефицит предполагается в 48 млрд руб. Сама цифра кажется не очень большой, но при этом нам необходимо будет погасить долги перед банками, накопленные до 2011 года, — 84 млрд руб., в том числе валютный в €400 млн», — заявил на заседании во вторник мэр Москвы Сергей Собянин, которого цитирует пресс-служба.
Основным источником наполнения бюджета и в 2016 году, и в плановом периоде останется налог на доходы физических лиц, следует из материалов, распространенных мэрией. Их доля в налоговых поступлениях вырастет с 50% в текущем году до 51% в следующем, а в 2018 году — до 53%.
Вторым по значимости останется налог на прибыль, но объем его поступлений, наоборот, сократится в следующем году до 32% от всех налоговых доходов с 34% в 2015 году. Доля региональных и местных налогов увеличится с 10% в этом году до 11% в следующем. Как заявила на заседании московского правительства руководитель департамента финансов Елена Зяббарова, всего по региональным и местным налогам ожидается 15 млрд руб. дополнительных поступлений.
Эти дополнительные поступления обусловлены введением торгового сбора и постепенным повышением ставки налога на имущество по торговым и офисным помещениям исходя из кадастровой стоимости. В 2016 году ставка повысится до 1,5% (сейчас — 1,2%), в 2017 году — уже до 1,8%, в 2018 году составит 2%.
Нагрузка на бизнес
От торгового сбора, введенного с середины 2015 года, правительство Москвы рассчитывает на общие поступления в объеме до 10 млрд руб. за следующий год. «По этому кварталу [третий квартал 2015 года] поступления торгового сбора оцениваются в районе 2–2,4 млрд руб., то есть за следующий год эта сумма может составить 8–10 млрд, не учитывая тех вычетов, которые из этих денег будут засчитаны в счет налога на прибыль и других налогов», — сообщил РБК представитель департамента экономической политики Москвы.
Дополнительные поступления от повышения ставки налога на имущество для юрлиц ожидаются в размере чуть более 1 млрд в 2016 году.
Налоговая нагрузка со следующего года вырастет не только на бизнес, но и на простых горожан — Москва переходит на взимание налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Как ранее писал РБК, первые выплаты придутся на вторую половину 2016 года. Кадастровая стоимость квартир во многих случаях оказалась кратно выше инвентаризационной, которая является базой для налогов сейчас.
Помимо этого в 2016 году ожидается рост ставок акцизов на нефтепродукты, следует из материалов мэрии — в среднем на 20%. Увеличатся налоги на инфраструктуру естественных монополий: в 2016 году — до 1,3% (с 1%), в 2017 году — до 1,6%, в 2018 году — до 1,9%.
Повышение нагрузки на бизнес идет вразрез с обещаниями федерального правительства не повышать налоги, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Мы против», — сказал он, отметив, что общественная организация будет продолжать диалог на эту тему с московскими властями. «Пополнение бюджета во что бы то ни стало чревато непредсказуемым будущим, невозможностью обеспечить те же самые социальные обязательства через пару-тройку лет. Нам кажется, надо искать резервы в других местах», — отметил он.
Как изменятся расходы
Мэр Москвы Сергей Собянин в этом году, как и в прошлом, декларирует социальную направленность столичного бюджета. Расходы на образование в номинальном выражении вырастут в следующем году до 263,9 млрд руб. (с 259,2 млрд в 2015 году), а к 2018 году составят 267,3 млрд руб. Их доля в общем объеме расходов увеличится с 17,2% в 2016 году до 17,3% в 2018-м.
Доля расходов на здравоохранение, напротив, сократится на те же 0,1 п.п. — с 12,5% в 2016 году до 12,4% к 2018 году. В номинальном выражении планируется небольшой рост, до 192,2 млрд руб. (190,4 млрд в этом году), однако в 2017 и в 2018 годах траты на здравоохранение будут сокращаться даже в номинальном выражении и составят, соответственно, 189,5 млрд и 191,9 млрд руб.
Доля расходов на социальную поддержку тоже будет снижаться в бюджетную трехлетку: с 22,6% в 2016 году (346,3 млрд руб.) до 22,1% в 2018 году (342,9 млрд руб.). Снизится также финансирование программы «Жилище»: со 101,6 млрд руб. в 2015 году до 97,4 млрд в 2016 году, а к 2018 году — до 93,9 млрд руб.
С 2016 году в московском бюджете появляется программа «Открытое правительство», которая, как отмечается в пресс-релизе, обеспечит комфортные условия предоставления услуг москвичам в сети центров «Мои документы». На эту программу выделяется ежегодно 8,9 млрд руб. в течение всей трехлетки.