На фоне продолжающихся бомбовых ударов российской авиации и резкой критики в адрес Белого дома за нерешительность, администрация Обамы разработала свой сирийский план действий. Впрочем, о создании над Сирией бесполетной зоны речь пока не идет.

 

Новый старый план

Администрация Обамы впервые готова поставить силам сирийской оппозиции не только военное снаряжение, но и оружие, утверждает газета «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на Пентагон и чиновников Белого дома. В ответ на российские бомбардировки на западе Сирии, которые, как утверждают в США, направлены в основном против оппозиционных президенту Башару Асаду группировок и «лишь номинально» — против ИГ (эта террористическая организация запрещена в РФ), — Белый дом одобрил план из трех основных пунктов.

Наступление на северо-востоке Сирии на Ракку — «столицу» самопровозглашенного «Исламского государства» — 3—5 тысячами арабских бойцов из так называемой «Сирийско-арабской коалиции» вместе с 20-тысячной группировкой курдов, поддержанное с воздуха авиацией союзников. Как пишет «Нью-Йорк таймс», задача наземной операции арабов и курдов — не штурмовать хорошо укрепленный город, а взять его в частичное кольцо, отрезать от коммуникаций и поставок оружия и боеприпасов.

Интенсификация воздушных налетов на позиции исламистов с авиабазы ВВС США в турецком Инджирлике. Расширение зон вылетов должно лучше защитить наземные силы оппозиции, которые поддерживаются США, и, «возможно, ограничить» российские военные операции («Нью-Йорк таймс» ссылается на неназванных европейских и американских чиновников).

Отрезать другие линии снабжения исламистов призваны вооруженные подразделения сирийской оппозиции, которые должны, по плану вашингтонских стратегов, контролировать 60-мильную зону на границе с Турцией. Ранее во время боев за Кобани иракские и сирийские курды заявляли, что располагают видеоматериалами, свидетельствующими о том, что турки оказывают помощь исламистам, перебрасывая через КПП на границе вооружения, боеприпасы и даже усиливая подразделения ИГ личным составом.

План администрации никак не согласован с Москвой, заявил представитель Белого дома. Соединенные Штаты дали понять, что военную кампанию против «Исламского государства» «не остановят российские бомбежки».
И уже в минувшую пятницу на пресс-конференции в Белом доме Обама заверил, что предпримет все необходимое, чтобы победить исламистов в Сирии и Ираке. Эта пресс-конференция стала ответом президента США на действия российских военных. В основе нового подхода, о котором пишут американские СМИ, — ставка на наземные силы, возглавляемые арабскими командирами, которых уже видели в деле американские союзники, и курдских бойцов, успешно показавших себя на поле боя и подтвердивших свою лояльность Вашингтону. Арабская часть группировки, которая выдвинется на Раку, — это бойцы «Сирийско-арабской коалиции», в которую входят от 10 до 15 вооруженных группировок.

В Пентагоне особо отмечают, что командиры арабских отрядов прошли особенно тщательную подготовку и проверку. Неудивительно. После того как из 60 специально обученных американскими инструкторами в Турции и Иордании бойцов сирийской умеренной оппозиции считаные единицы остались в рядах повстанцев, а большинство разбежалось или сдалось в плен «игиловцам», в Конгрессе США, выделившим на подготовку вооруженных оппозиционеров 500 миллионов долларов, — стали говорить о полном провале пентагоновской программы.

На пресс-конференции Обама заявил, что США будут по-прежнему сотрудничать с умеренной сирийской оппозицией. А за день до встречи с журналистами в Белом доме состоялось заседание Совета национальной безопасности, который поддержал новый план президента.

Кстати, план этот не так уж и нов. В прошлом месяце генерал Ллойд Остин, выступая в сенатском комитете по делам вооруженных сил, предупредил, что в ближайшие 6 месяцев следует ожидать «гораздо большего давления в ключевых районах Сирии, таких как город Ракка. Это приведет к изменению ситуации и в Ираке». Работа над планом велась еще в июле, когда была достигнута договоренность с Турцией об охране 60-мильной зоны.

Несправедливо называть этот план ответом на действия России, потому что он готовился до того, как мир узнал о выдвижении в Сирию российской военной техники и специалистов.
Вопрос вопросов: что за оружие Вашингтон собирается передавать союзникам в Сирии? Сирийская оппозиция долгое время просила вооружения для ПВО, чтобы противостоять ВВС президента Асада. Правительственные войска часто использовали так называемые бочковые бомбы (металлические емкости для нефтепродуктов набивают взрывчаткой, шрапнелью и снабжают детонатором). Бочковые бомбы можно сбрасывать даже с вертолетов, но не прицельно. Такая бомба падает куда попало, особенно в случаях, когда боевое воздушное судно летит на большой высоте, чтобы обезопасить себя от стрельбы с земли. Как отмечают эксперты организации «Международная амнистия», это орудие не только убийства, но и психологического запугивания.

Решительно осуждая сирийский режим за безнаказанные бомбежки с применением бочковых бомб, Обама тем не менее упорно не хотел передавать американские переносные ракетно-зенитные комплексы (ПЗРК) противникам Асада. В условиях, когда в Сирии «все воюют против всех», они легко могли попасть в руки ИГИЛ или правительственных войск с последующим применением и против самолетов возглавляемой США коалиции, и против сирийских ВВС. А в субботу «Вашингтон пост» сообщила, что как минимум две антиправительственные группировки попросили предоставить им американские ПЗРК… уже для использования против российской авиации. В свою очередь, Пентагон официально заявил: США не поставляют этого оружия сирийским оппозиционерам.

 

Бесполетная зона

Совершенно неожиданно для президента США Сирия стала самым слабым звеном политики Белого дома. Обама, не устающий подчеркивать, что при нем закончились две войны, не хочет появления в своей политической биографии черной сирийской главы. Факт остается фактом: на протяжении всего конфликта, переросшего в масштабную гражданскую войну, президента обвиняют в непоследовательности и нерешительности. Чего только стоит «красная черта», напрасно проведенная перед Асадом! В вопросе ликвидации сирийского химического оружия главе Белого дома большую помощь оказала инициатива Владимира Путина. Но в этот раз — принципиальное отличие — помощь России в Сирии рассматривает разве что Дональд Трамп.

В вашингтонской политической элите всё чаще говорят о необходимости установить в Сирии бесполетную зону. Главная цель — создание коридоров безопасности для гражданского населения, прекращение варварских бомбежек бочковыми бомбами.

Сторонница бесполетных зон — бывший госсекретарь, а ныне кандидат в президенты Хиллари Клинтон. «Я выступаю за бесполетные зоны и гуманитарные коридоры, чтобы прекратить бойню на земле и в воздухе, положить этому конец, остановить потоки беженцев», — заявила Клинтон в интервью телеканалу WHDH.

Бывший посол США в Афганистане и Ираке Райан Крокер в интервью Fox News предположил, что, если бы США и коалиция установили бесполетные зоны заранее, это могло бы предотвратить вмешательство России.
Лондонская Financial Times утверждает со ссылкой на источники внутри коалиции, что договоренность о создании бесполетной зоны была почти достигнута. Россия, начав бомбовые удары, этот план фактически сорвала, утверждает газета. Теперь вводить бесполетную зону гораздо опаснее.

Энтони Кордсман, эксперт вашингтонского центра Стратегических и международных исследований (CSIS), предложивший создать бесполетную зону в Сирии еще в 2013 году, отмечал: «Для реализации идеи необходимы усилия военнослужащих, боевые самолеты и дроны-беспилотники, разведка и развитая разведструктура в этом регионе, а главное — надо быть готовыми к тому, что это повлечет за собой возможные боевые потери среди американцев». Это Кордсман писал в 2013 году. Теперь он пишет: «Наращивание российского военного присутствия (в Сирии) создает потенциальный барьер для США и их союзников и заставляет каждую повстанческую группировку учитывать риск участия России в боевых действиях».

Еще один кандидат в президенты — республиканка Карли Фиорина ратует за создание бесполетной зоны даже в нынешней, резко обострившейся ситуации. «Это сложный и опасный маневр, но это маневр, который мы обязаны предпринять, чтобы показать России: она не добьется своего на Ближнем Востоке», — сказала бывшая глава Hewlett-Packard в интервью Fox News. О возможном столкновении с российскими военными: «Если до этого дойдет, то мы должны быть готовы».

Нещадно ругаемый российскими СМИ Обама любыми способами хочет избежать proxy war — опосредованной войны, «войны чужими руками» — с Россией.
«С точки зрения России, все оппоненты Асада — террористы, а это рецепт катастрофы, — заявил президент США. — Мы не собираемся в Сирии устраивать «опосредованную войну» между Соединенными Штатами и Россией. Для нас это стало бы плохой стратегией. Идет битва России, Ирана и Асада против подавляющего большинства сирийского народа. А мы ведем битву против ИГ». Отметив, что не имеет в виду Хиллари Клинтон, президент в то же время напомнил: «Есть разница между тем, кто только борется за президентство, и тем, кто президентом является». Пока противоборствующие группировки сами не согласятся жить в мире в своей стране, никакое американское военное вмешательство не сможет помочь установить мир. Это урок последних 10—13 лет, который извлекла Америка, добавил Обама. А пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест опроверг сообщения СМИ: администрация не рассматривала возможность введения бесполетной зоны в Сирии.

Неожиданным союзником президента стал Дональд Трамп. В интервью CBS лидер предвыборной гонки республиканцев заявил: «Я сяду и буду смотреть, что произойдет. Россия, когда еще был Советский Союз, увязла в Афганистане. Теперь она собирается увязнуть в Сирии. Там есть много ловушек. Там есть много проблем. Когда я услышал, что они туда собираются, чтобы бороться с ИГИЛ, я сказал: «Отлично. Пусть».

Между тем в Вашингтоне с тревогой восприняли новости о возможном появлении на сирийском фронте российских добровольцев. Здесь уверены, что «ботинки на земле» — российские пехотинцы — еще больше запутают ситуацию. «Россия обострила гражданскую войну, подвергнув дополнительному риску возможность найти политическое решение, — сказал шеф Пентагона Эштон Картер в Мадриде. — Остается надеяться, что Владимир Путин увидит, что привязывать Россию к тонущему кораблю — это проигрышная стратегия».

«Тонущий корабль» — это режим Асада.