На состоявшемся в Сочи деловом завтраке Сбербанка, предварявшем Международный инвестиционный форум Сочи-2015, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин (как и большинство присутствовавших, согласно тут же проведенному опросу), выступил против «выращивания» государством «национальных чемпионов» – прежде всего сырьевых госкорпораций. Дело в том, что это связано с продолжением монополизации, а следовательно, если верить классикам марксизма, с загниванием. Судя по всему, следуя этой логике, в начале семинара только 4,5% присутствовавших проголосовали за дальнейшее накачивание деньгами сырьевых госкорпораций.
Этот опрос и понимание необходимости диверсификации экономики показывает негативное отношение к недавнему решению правительства России не менять формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Принято оно было под давлением нефтяного лобби. Как известно, основным аргументом против повышения НДПИ при этом было уменьшение финансовых средств на инвестиционную деятельность. Однако логика состоит в том, что впервые, по данным Минфина, доходы от экспорта углеводородов даже наполовину не смогли заполнить бюджет. К тому же долгосрочный прогноз падения стоимости барреля нефти вообще делает убыточными многие инвестиционные проекты, особенно на шельфе, и отодвигает их в более отдаленное будущее.
Однако дело не только в уродливом развитии российской экономики, но и в связанном с ним существенном социально-экономическом расслоении. Современная Россия оказалась страной, где самыми высокими темпами растет численность миллиардеров. Согласно данным журнала Forbs, РФ по числу долларовых миллиардеров занимает второе место в мире.
Усиление неравенства по уровню доходов в постсоветский период происходит на фоне катастрофического ухудшения общего экономического положения. Среди бедных увеличивается доля групп, в которых бедность наиболее опасна по своим социальным и экономическим последствиям, и прежде всего в семьях с детьми и среди работающих.
Директор Левада-Центра Лев Гудков заявил, например, что «недавние социологические исследования показывают, что, несмотря на заметное снижение уровня жизни и отчетливые признаки надвигающегося экономического кризиса, большая часть населения России пока продолжает поддерживать действующий политический режим. Это дает Кремлю еще некоторое время на исправление имеющихся перекосов». Другой вопрос – как власти предержащие этим воспользуются и воспользуются ли вообще. Гудков делает вывод: «Настроение общества заметно меняется, псевдопатриотическая эйфория последних полутора лет прошла пик и постепенно сходит на нет».
В этом плане важно понимать, какие факторы будут воздействовать на развитие событий в стране. Для выявления этих тенденций важно обратить внимание на аналитическое исследование «Неравенство доходов и экономический рост: стратегия выхода из кризиса», подготовленное при активном участии немецкого Фонда им. Фридриха Эберта, близкого к Социал-демократической партии Германии.
В работе отмечается, что необоснованное неравенство уровней доходов населения в России и является одним из важнейших факторов, сдерживающих экономический рост. Последний тесно связан с величиной потребительского спроса населения. Как показывают данные официальной статистики, на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится почти 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных – в 10 раз меньше. Это порождает фрагментацию социальной структуры общества на множество все более автономных и изолированных друг от друга слоев и групп, подрыв общественной солидарности и в конечном счете выдавливание отдельных категорий населения из социальной жизни.
При этом тренд усиления дифференциации не зависит от динамики экономических показателей (ВВП, рост промышленного производства и т.п.). Если сопоставить динамику основных экономических показателей с динамикой степени социального расслоения российского общества, то окажется, что между ними не прослеживается четкой зависимости.
Все это характерно не только для России, делают вывод эксперты Фонда им. Фридриха Эберта. Рост социального расслоения – общая тенденция для всех категорий стран. В работе опровергаются достоинства прежней системы распределения доходов. За крупными корпорациями стоит новое правило распределения: прибыль – акционерам, а инвестиционные риски – государству, а значит, налогоплательщикам. Кризис показал: прибыль подлежит приватизации, а убытки – национализации.
С точки зрения авторов исследования, одним из источников роста доходов бюджета должно стать введение прогрессивного подоходного и прогрессивного имущественного налогов. Такие налоги, во-первых, будут способствовать сглаживанию неоправданно высокой социальной дифференциации населения, а во-вторых, стимулировать перенацеливание предпринимательских доходов с непроизводительных целей на инвестирование. Другим источником роста доходов бюджета должен стать переход от изъятия природной ренты через налоги, малочувствительные к экономической оценке эксплуатируемых природных ресурсов, к дифференциальным рентным отчислениям в соответствии с мировой практикой.
Авторы рекомендуют также расширение налоговых льгот для долгосрочных инвестиционных проектов в реальном секторе. В первоочередном порядке такие льготы должны предоставляться отраслям и подотраслям, определяющим структурные сдвиги в экономике или находящимся в недопустимо угнетенном состоянии, угрожающем экономической безопасности страны. Стимулирующее воздействие этих льгот приведет к росту производства и, как следствие, к увеличению налоговой базы.