Сделка Сбербанка по продаже Краснодарскому краю курорта «Горки город», построенного к Олимпиаде, сорвалась. Комплекс продадут с торгов: цена на старте оказалась примерно вдвое меньше суммы, вложенной в строительство
Отели и 25 км трасс
Компания «СВК Холдинг» объявила о продаже 96,91% акций НАО «Красная поляна», на балансе которого находится сочинский горнолыжный курорт «Горки город». Аукцион по продаже состоится 9 октября, стартовая цена лота составит 35 млрд руб., размер задатка — 3 млрд руб., говорится в объявлении для потенциальных покупателей.
Продавец называет себя компанией, аффилированной со Сбербанком: по данным СПАРК, 100% ООО «СВК Холдинг» принадлежит ООО «Сбербанк капитал».
В пресс-службе Сбербанка РБК подтвердили, что банк продает «Горки город», но от других комментариев отказались.
В объявлении говорится, что курорт включает в себя «несколько десятков апарт-отелей и гостиниц европейского класса, автомобильные и канатные дороги, горнолыжные и велосипедные трассы, кафе, рестораны, а также комплекс инфраструктурных сооружений». На сайте «Горки города» указано, что в состав курорта входят 7 элитных отелей на 996 номеров, горнолыжный комплекс «Горная карусель», включающая в себя 25 км горнолыжных трасс площадью 1,5 млн кв. м и пятиуровневый торгово-развлекательный центр.
Как писал журнал Forbes, первый владелец проекта — бизнесмен Фархад Ахмедов — планировал в 2004–2006 годах вложить в него около 16 млрд руб. В 2006-м проект был продан бизнесмену Магомеду Билалову, младшему брату бывшего председателя совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа» и вице-президента Олимпийского комитета Ахмеда Билалова. К 2009 году, когда совладельцем проекта стал Сбербанк (в начале его доля составляла 25%), инвестиции выросли до 41,1 млрд руб. За год до Олимпиады — в феврале 2013-го — Владимир Путин раскритиковал строительство за срыв графика. После этого Билалов-младший продал свою долю структурам Михаила Гуцериева, а сами братья уехали из страны. Позднее долю Гуцериева выкупили структуры Сбербанка. В конце 2014 года газета «Коммерсантъ» сообщала, что общие затраты на проект составили 70,3 млрд руб., из них 52 млрд руб. — кредиты ВЭБа.
Сорванная сделка
В конце 2014 года Сбербанк договорился о продаже курорта «Горки город» компании НАО «Центр Омега», на 100% принадлежащей администрации Краснодарского края. В декабре прошлого года ФАС удовлетворила ходатайство «Омеги» о покупке 96,91-процентного пакета.
Источник со стороны «Центра Омега» подтвердил РБК, что сделка сорвалась, но назвать причины затруднился. Запросы РБК в администрацию Краснодарского края остались без ответа.
О намерении полностью или частично выйти из проекта «Красная поляна» глава Сбербанка Герман Греф сообщал еще в сентябре 2013 года. «Это наша непрофильная деятельность, поэтому мы, конечно, постараемся в какой-то обозримой перспективе, как только экономическая ситуация позволит, выйти из этого проекта, продав его целиком или по частям», — объяснял Греф.
По данным СПАРК, выручка НАО «Красная поляна» в 2014 году составила 1,6 млрд руб., убыток — 8,2 млрд руб.
Скорее всего, власти Краснодарского края посмотрели экономику объекта и поняли, что не смогут окупить его как минимум в ближайшие 15 лет — это и стало причиной отказа от сделки, считает заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич. «Власти такими объектами никогда не умели управлять, — говорит он. — Кроме того, горнолыжная структура объекта не дотягивает до объема номеров, и это тормозит развитие всего комплекса».
Выгоднее — по частям
Гендиректор краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько предполагает, что в приобретении курорта был заинтересован бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который в апреле 2015 года был назначен министром сельского хозяйства. «Возможно, новая команда приняла другое решение», — рассуждает Володько.
Найти покупателя на такой объект Сбербанку будет сложно, считает Ивашкевич: «Сейчас не то время, когда можно бросаться деньгами, поэтому, я думаю, горнолыжным курортом может заинтересоваться только очень амбициозный покупатель, который точно представляет себе, как можно сделать этот объект прибыльным». По его мнению, логичнее было бы продавать курорт по частям: отдельно — апартаментный комплекс, отдельно — гостиничный, затем торговый центр и так далее.
Говорить об адекватной стоимости сложно, поскольку прецедентов по продаже подобных объектов не было, говорит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма московского офиса компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. «Потенциал курорта огромный, но сейчас нельзя сказать, что гостиницы работают на пределе своих возможностей, — считает она. — Думаю, что участники аукциона, в первую очередь, будут оценивать потенциал объекта, а не текущую доходность».