Первая советская атомная бомба была испытана в августе 1949 года, а еще через пять лет, 14 сентября 1954-го, произошло событие, которое, несомненно, должно стоять в одном ряду с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. На Тоцком полигоне был произведен экспериментальный воздушный ядерный взрыв.
Это был третий (и пока последний) в истории атомный взрыв с запланированным уничтожением людей. Эксперимент заключался в выяснении возможности наступления войск через эпицентр ядерного взрыва. Собственных войск через эпицентр собственного взрыва. Объектами эксперимента стали 45 тыс. советских солдат (по иным сведениям — 60 тыс.) и неизвестное число заключенных. Кроме того, местные жители, которых выселили перед взрывом, но потом они вернулись обратно в свои деревни.
Командовал экспериментом под названием «Войсковые исследовательские учения с практическим применением ядерного оружия» маршал Георгий Жуков. Для Жукова такого рода эксперименты и такого рода методы войны не были новинкой. Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр описывает в мемуарах поразивший его разговор с Жуковым, в котором тот рассказывал о практике уничтожения минных полей с помощью пропущенной через них пехоты.
Запланированные на маневрах в Тоцке потери никак не могли испугать Жукова, провоевавшего таким образом всю войну. На Тоцком полигоне были построены условные линии обороны. Обороняющиеся должны были в окопах и блиндажах пережить ядерный взрыв в непосредственной близости от эпицентра, а наступающие — пройти через эпицентр. В эпицентре в оборонительных укреплениях находились подопытные животные, практически все они погибли. Бомба тротиловым эквивалентом 40 килотонн (суммарная мощностью взрывов в Хиросиме и Нагасаки) была сброшена с высоты 13 км и взорвалась на высоте 350 м.
Никаких, даже самых элементарных мер радиационной защиты принято не было. Результаты учений были засекречены. Все участники дали подписку о неразглашении, в их документах отсутствовали какие-либо указания на пребывание на маневрах. Соответственно, их и не лечили. Более того, им было запрещено признаваться врачам, где и каким образом они могли получить свои болячки. Только через 25 лет, когда стала появляться первая информация о маневрах на Тоцком полигоне, выяснилось, что в живых осталось только 40–50% участников маневров. В начале 90-х их удалось обнаружить только 4,5 тысячи — одного из десяти.
Смысл проведенного эксперимента очевиден. Жукова совершенно не интересовала защита от вражеских атомных взрывов — иначе бы меры защиты применялись. Следовало выяснить, в состоянии ли окажутся советские войска атаковать противника через территорию, зараженную СОБСТВЕННЫМ ядерным взрывом. Дальнейшая судьба солдат уже не играла никакой роли. Это была отработка навыков ядерного нападения.