«Отбор на Мировую олимпиаду прошел очень просто – я абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по астрономии (два года подряд), Московской олимпиады по астрономии и Санкт-Петербургской олимпиады по астрономии (три года подряд). Проход в команду – по любому из трех пунктов. Что касается Мировой олимпиады – это пока самая «дальняя» из олимпиад, в которых я участвовал. Добирались больше двух суток. Проходила она в Индонезии, в провинции Центральная Ява, в небольшом городе Магеланге. Климат более-менее похож на наше лето, хотя по ночам теплее. Очень было непривычно наблюдать за небом: облака не приходят и уходят, а образуются и «таят» прямо над головой.
Об участниках
Участие в Мировой олимпиаде приняли 45 команд из 41 страны. Отличительной чертой состязаний по астрономии является большое значение знания неба и проведение систематических наблюдений. Поэтому участники должны показывать и теоретические, и практические знания и навыки. Кроме того, очень важно уметь работать в команде.
Об олимпиаде
Сами соревнования проходили четыре дня. Было три тура: наблюдательный, теоретический и практический. Теоретический тур состоит из коротких задач и длинных задач, которые необходимо решить за несколько часов. Наблюдательный тур включает вопросы, касающиеся наблюдений неба (на реальном небе или в планетарии), распознавание звезд, созвездий, туманностей, больших кругов и так далее. Во время практического тура участникам предлагаются задания по анализу данных, полученных профессиональными астрономами, которые необходимо решить за 4 часа.
О сложностях
Для меня самым сложным оказался наблюдательный тур. Задачи для участников были исключительно на южное небо, с помощью бумажных карт подготовиться к задачам на скорость практически невозможно. Часть тура, где необходимо наблюдать на крупном телескопе, отменили из-за облачности, так что мы состязались в наблюдениях невооруженным глазом, на малых телескопах и в планетарии. В итоге задания выполнили буквально по памяти – место для наблюдений все же неподходящее. Если ты не живешь там, где находится исследуемое небо, хорошо написать задания на скорость невозможно. Были, например, такие задания: нас завели в планетарий и сказали, что выключили три звезды и нужно найти их за шесть минут. Потом за три минуты найти добавленную звезду. Еще – рассчитать время восхода и захода указанной звезды. Предлагалось по координатам нарисовать объекты, которые там находятся. На теоретическом туре было много физики, задачи сильно математизированы, часть авторских решений некорректна. Практический тур требовал обработки данных наблюдений переменных звезд – цефеид. Он был самым интересным. Получились близкие к реальным результаты.