Opel и Chevrolet могут покинуть Россию не в конце года, как рассчитывал GM, а уже в октябре. Запасы дилеров ниже уровня месячных продаж, а у производителя машины на складе почти закончились
Общие складские запасы автомобилей Opel и Chevrolet в России составляют порядка 6 тыс. машин, рассказали РБК три дилера этих марок. По их оценке, на начало сентября на складах дилеров находилось около 5 тыс. машин. Еще чуть больше 1 тыс. осталось у производителей: из них 875 автомобилей Opel и 260–300 Chevrolet Tracker (аналог Opel Mokka), рассказал представитель одного из дилеров GM. По информации другого дилера, на складе GM около 1000 Opel и 300–400 Tracker и других моделей нет.
Уровень 6 тыс. автомобилей Opel и Chevrolet — это примерно месяц продаж, отмечает президент ГК «Фаворит Моторс» (дилер этих марок) Владимир Попов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле в России было продано 2,3 тыс. машин Opel и 3,6 тыс. Chevrolet (статистику за август АЕБ опубликует на этой неделе). При этом в сентябре продажи автомобилей традиционно выше, чем летом.
Сейчас основная часть запасов автомобилей Opel и Chevrolet находится у региональных дилеров, говорят источники РБК. В Москве и Санкт-Петербурге, по их словам, продавцы машин испытывают дефицит практически по всем ходовым моделям, например Chevrolet Cruze и Aveo, а также Opel Mokka и Astra, — счет машин в наличии идет на единицы. Эту информацию РБК подтвердили менеджеры по продажам еще в четырех дилерских центрах GM. Там же добавили, что заказы на будущие поставки Chevrolet больше не принимаются.
Представитель Chevrolet утверждает, что у производителя остались небольшие запасы машин на складе, но точную цифру РБК называть не стал. По словам собеседника, сейчас ожидается поставка компактного кроссовера Tracker белорусской сборки. До сих пор эта модель в России представлена не была. Объемы и сроки поставок нового внедорожника представитель Chevrolet также не назвал. Однако купить Tracker будет не так просто: первая партия внедорожников уже вся зарезервирована по предзаказам клиентов, уточняют дилеры. Представитель Opel на звонки не ответил.
18 марта GM объявил о прекращении официальных продаж Opel и массовых Chevrolet до конца года и о консервации производственных мощностей. С весны на все модели объявлена распродажа со скидкой от 25%. «С ценами GM немного перестарался. Осенью и зимой, когда спрос на машины выше, их можно было продать подороже», — недоумевает один из продавцов брендов.
Продавцы машин ожидали, что продажи Opel и Chevrolet прекратятся до конца года, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков: «Часть дилеров уже договорилась с другими марками, чтобы заполнить освободившиеся площади, другие стараются перепрофилировать центры, например под супермаркеты, кто-то просто закрывается».
«Фаворит моторс» оба своих центра в Москве уже перепрофилировал: один с 1 октября начинает продавать Skoda, второй — только премиальные Chevrolet (Corvette, Camaro и Tahoe). Часть дилеров GM переориентировалась на работу с российскими брендами. По данным журнала «АвтоБизнесРевю», сотрудничество с УАЗом начали «Лаура» в Санкт-Петербурге и Архангельске, «Лео-Смарт» в Ижевске, «Барс Авто» в Казани, «Сибтрансавто» в Новосибирске, «Вояж» в Орске. Салон Lada в Екатеринбурге открыла компания «Глазурит», прежде представлявшая только марки американского концерна, в Туле аналогичный шаг сделало СП «Лаура-Автокласс».
Суд за компенсацию
Реструктуризация бизнеса General Motors в России предусматривает компенсации российским дилерам части инвестиций в развитие брендов Opel и Chevrolet со ставкой дисконтирования 20% годовых. Но не всех партнеров GM устроила предложенная сумма выплат. В августе к американской компании уже предъявлено три иска от пензенской «Автолоцман» на 936,4 млн руб., рязанской «Рязоблавтотехобслуживание» на 2,2 млн руб. и красноярской «Атлантик Моторс» на 1,1 млн руб. По ходатайству владельца «Автолоцмана» Эдуарда Артемьева, суд арестовал 380 млн руб. на счетах российских «дочек» GM.