Оппозиционер, участник националистического движения и член оргкомитета митингов «За честные выборы» Даниил Константинов, признанный в октябре 2014 г. Чертановским судом Москвы виновным в хулиганстве, пожаловался в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на нарушение права на свободу мнения посредством уголовного преследования. Об этом рассказал адвокат «Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы заявителя. В его жалобе утверждается, что обвинение в убийстве стало местью сотрудников Главного управления по противодействию экстремизму МВД (центра «Э») за отказ сотрудничать.
В декабре 2011 г. Константинов был задержан полицией за участие в несанкционированных протестах против итогов выборов в Госдуму. Находясь в камере, он получил от сотрудника центра «Э» предложение стать осведомителем, а в случае отказа – обещание стать фигурантом уголовного дела. Наутро Константинов был отпущен из полиции. Рассказав соратникам об этой беседе, он продолжил протестную деятельность, но в марте 2012 г. был задержан по обвинению в убийстве Александра Темникова, совершенном в декабре 2011 г. на южной окраине Москвы. Ему обещали снять обвинение в обмен на показания против участников протестов, но он отказался и следующие 2,5 года провел под арестом. В основу обвинения, говорится в жалобе, были положены показания свидетеля, якобы видевшего Константинова на месте преступления, но сам он утверждал, что в это время отмечал семейное торжество, алиби подтверждалось чеками ресторана и фотографиями. В первый раз суд вернул дело прокурору, во второй раз все-таки вынес обвинительный приговор, но почему-то переквалифицировал преступление на хулиганство. Константинова приговорили к трем годам лишения свободы и тут же амнистировали в связи с юбилеем Конституции. После этого он покинул Россию и в июле 2015 г. получил политическое убежище в Литве.
На самом деле это была специфическая версия оправдательного приговора, уверен Гайнутдинов: судья, очевидно, пытался выйти из щекотливого положения. Но в результате его подзащитный был признан виновным в преступлении, в котором его не обвиняли. Константинов доказывает, что уголовное преследование стало местью за его участие в оппозиционной деятельности и попыткой запугать участников протестов. Именно об этом говорит внезапное появление представителя центра «Э» в группе, расследовавшей убийство Темникова (такие дела не входят в компетенцию подразделения). Приговор был основан на ненадежных доказательствах, и его можно объяснить только попытками властей запугать оппозицию и положить конец митингам.
Получить комментарии в МВД вчера не удалось. Адвокат Марк Фейгин, защищавший осужденного пожизненно за организацию убийств лидера «Боевой организации русских националистов» Илью Горячева, отмечает, что предложение снять обвинение в обмен на сотрудничество – традиционный прием спецслужб в работе с участниками радикальных движений. Так, Горячев получил предложение сотрудничать в деле осужденного за несколько убийств Никиты Тихонова от сотрудника службы защиты конституционного строя ФСБ, вспоминает он.